Меню Закрыть

ОГЭ по математике 2019. ТТЗ Ященко. 14 вариантов. Вариант 4

ОГЭ по математике 9 класс 2019 года под редакцией И. В. Ященко (14 вариантов) – Вариант 4

При написании данной работы “ОГЭ по математике 2019. ТТЗ Ященко. 14 вариантов. Вариант 4” было использовано пособие “ОГЭ 2019. Математика. 14 вариантов. Типовые тестовые задания от разработчиков ОГЭ  И. Р. Высоцкий, Л. О. Рослова, Л. В. Кузнецова, В. А. Смирнов, А. В. Хачатурян, С. А. Шестаков, Р. К. Гордин, А. С. Трепалин, А. В. Семенов, П. И. Захаров; под редакцией И. В. Ященко. – М.: Издательство “Экзамен”, МЦНМО, 2019″.

Часть 1

Модуль “Алгебра”


  1. Найдите значение выражения -7 * (-4,7) – 6,8
Решение

-7 * (-4,7) – 6,8 = 32,9 – 6,8 = 26,1

Ответ:

26,1


  1. В таблице дано соответствие размеров женских платьев в Белоруссии, России, Англии и Европейском Союзе.
Белоруссия 80 84 88 92 96 100 104 108 112 116
Россия 40 42 44 46 48 50 52 54 56 58
Англия 6 8 10 12 14 16 18 20 22 24
Европейский Союз 34 36 38 40 42 44 46 48 50 52

Какому европейскому размеру соответсвует 48-й размер платья в России?

  1. 54
  2. 20
  3. 42
  4. 96
Решение

Итак, из таблицы имеем, что 48-му размеру в России соответствует 42-ый размер в Европейском Союзе

Ответ:

3


  1. На координатной прямой отмечены точки A, B, C и D.

Одна из них соответствует числу 63/11. Какая это точка?

  1. точка A
  2. точка B
  3. точка C
  4. точка D
Решение

Преобразуем дробь:

63/11 = ~ 5,72

Даная величина соответсвует точке B на координатной прямой, поскольку она ближе к 6.

Ответ:

2


  1. Сколько целых чисел расположено между 3√15 и 5√6?
Решение

Преобразуем представленные числа:

3√15 =√9√15 = √(9 * 15) = √135

5√6 = √25√6 = √(25 * 6) = √150

Для удобства воспользуемся таблицей квадратов двузначных чисел.

Как видим, между двумя полученными значениями расположено 1 целое число:

√135

  • √144 = 12

√150

Ответ:

1 целое число


  1. На графике изображена зависимость атмосферного давления от высоты над уровнем моря. На горизонтальной оси отмечена высота над уровнем моря в километрах, на вертикальной – давление в миллиметрах ртутного столба. Определите по графику, на какой высоте атмосферное давление равно 480 миллиметрам ртутного столба. Ответ дайте в километрах.

OGE-mat-9-klass-2019-14var-2-variant-02

Решение

Найдем на графике линию соответствующую атмосферному давлению 480 миллиметров ртутного столба.

OGE-mat-9-klass-2019-14var-4-variant-02

Отпустим от точки пересечения этой прямой с графиком зависимости прямую на горизонтальную ось. Искомая величина = 3,5 км.

Ответ:

3,5


  1. Найдите корень уравнения

    \[ \frac{4}{x - 4} = -5 \]

Решение

    \[ 4 = -5 * (x - 4) \]

    \[ 4 = -5x + 20 \]

    \[ 5x = 20 - 4 \]

    \[ 5x = 16 \]

    \[ x = 16 : 5 = 3,2 \]

Ответ:

3,2


  1. За 14 минут велосипедист проехал 4 километра. Сколько километров он проедет за 21 минуту, если будет ехать с такой же скоростью?
Решение

Решим данную задачу методом пропорции:

14 мин = 4 км

21 мин = х

    \[ x = \frac{21 * 4}{14} = \frac{3 * 4}{2} = \frac{12}{2} = 6 \]

Велосипедист проедет 6 километров за 21 минуту

Ответ:

6


  1. Какая из следующих круговых диаграмм показывает распределение грибов в лесу, если белых грибов примерно 41%, мухоморов – примерно 17%, лисичек – примерно 9%, сыроежек – примерно 21% и других грибов – примерно 12%?

OGE-mat-9-klass-2019-14var-4-variant-03

Решение

Итак, перед нами круги. Каждый круг составляет 360°, что в свою очередь составляет 100%.

Так как у нас нет транспортира, мы будем делать приблизительные измерения, а также пользоваться методом исключения.

1) на третьей круговой диаграмме показано количество белых грибов больше 50%, что не соответсвует условию – номер 3 отпадает.

2) на четвёртой круговой диаграмме показано содержание лисичек почти четверть круга (~25%), что также не соответсвует условию задачи – номер 4 отпадает.

3) на второй круговой диаграмме содержание сыроежек составляет боле 1/4 круга, больше 25%, что не соответсвует условию – номер 2 отпадает.

4) Содержание грибов на первой круговой диаграмме соответсвует условию задачи.

Ответ:

1


  1. За круглый стол на 21 стул в случайном порядке рассаживаются 19 мальчиков и 2 девочки. Найдите вероятность того, что девочки окажутся на соседних местах.
Решение

Способ 1:

19 + 2 = 21 – всего человек.

Пусть первой за стол сядет девочка, тогда рядом с ней есть два места, на каждое из которых претендует 20 человек, из которых только одна девочка. Таким образом, вероятность того, что девочки будут сидеть рядом равна

    \[ 2 : \frac{1}{20} = \frac{1}{10} = 0,1\]

Способ 2:

19 + 2 = 21 – всего человек.

Тогда, общее число способов рассадить 21 человека по 21 стульям равняется – 21!

Благоприятным является случай, когда на «первом» стуле сидит «первая» девочка, на соседнем справа сидит «вторая» девочка, а на остальных семи стульях произвольным образом рассажены мальчики.

Поскольку выбрать «первую» девочку можно двумя способами, количество таких исходов равно

2 * 19!

А так как «первым» стулом может быть любой из 21 стульев (стулья стоят по кругу), количество благоприятных исходов нужно умножить на 21. Таким образом, вероятность того, что обе девочки будут сидеть рядом, равна

    \[ 21 * \frac{2 * 1 * 19!}{21!} = 21 * \frac{2 * 1}{20 * 21} = \frac{2}{20} = \frac{1}{10} = 0,1\]

Способ 3:

Известно, что расположить n различных объектов по n расположенным по кругу местам вычисляется по формуле:

(n − 1)!

Поэтому посадить за круглым столом 21 детей можно (n − 1)! = (21 − 1)! = 20! способами.

Объединим двух девочек в пару.

Рассадить по кругу 19 мальчиков и эту неделимую пару можно 19! способами.

Таким образом, посадить детей требуемым способом можно 2 · 19! способами. Отсюда искомая вероятность будет равна:

    \[ \frac{2 * 19!}{20!} = \frac{2}{20} = \frac{1}{10} = 0,1\]

Ответ:

0,1


  1. Установите соответствие между графиками функций и формулами, которые их задают.

Формулы:

1)

    \[ y = -x^2  \]

2)  

    \[ y = -x   \]

3)  

    \[ y = -\frac{1}{x} \]

Графики:

OGE-mat-9-klass-2019-14var-4-variant-04 OGE-mat-9-klass-2019-14var-4-variant-05

В таблице под каждой буквой укажите соответсвующий номер.

Решение
  1. Изображённая на рисунке А прямая соответствует функции 2, поскольку это линейная функция, в которой значения y принимают значения x с обратным знаком. Выполним проверку: a) при х = 0,  y = -(0) =  0; б) при х = 1, y = -1; в) при х = -1, y = 1.
  2. Графику Б соответсвует функция 1, поскольку функция представлена квадратным уравнением, а значит: график является параболой, ветви которой направлены вниз, учитывая отрицательное значение коэффициента “а” (-1). Выполним проверку: a) при х = 0,  y =  – 02 = 0; б) при х = 1,  y = – 12 = -1; б) при х = -1,  y = – (-1)2 = 1.
  3. Функция 3 является обратнопропорциональной. Такой функции соответсвует график гиперболы, представленный на графике В.

Ответ:

А – 2 ; Б – 1 ; В – 3


  1. Дана арифметическая прогрессия (an) в которой:

a9 = -22,2,  a23 = -41,8.

Найдите разность прогрессии.

Решение

Формула арифметической прогрессии:

    \[ a_{n+1} = a_n + d   \]

где d – это разность арифметической прогрессии

Отсюда:

    \[ a_{23} = a_{9} + 14d   \]

    \[ -41,8 = -22,2 + 14d   \]

    \[ -41,8 + 22,2 = 14d   \]

    \[ -19,6 = 14d   \]

    \[ d = \frac{-19,6}{14} = -1,4\]

Ответ:

-1,4


  1. Найдите значение выражения

    \[ \frac{6}{x} - \frac{3}{2x} \]

при

    \[  x = -1,8  \]

Решение

Приведём дроби к общему знаменателю и выполним вычисление:

    \[ \frac{6}{x} - \frac{3}{2x}  = \frac{6 * 2}{x * 2} - \frac{3}{2x}  = \frac{12 - 3}{2x} = \frac{9}{2x} \]

Подставим значение х в полученное выражение:

    \[ \frac{9}{2x} = \frac{9}{2 * (-1,8)} = \frac{9}{-3,6} = -2,5 \]

Ответ:

-2,5


  1. Высота деревянного стеллажа для книг равна h = (a + b) * n + a миллиметров, где a – толщина одной доски (в мм), b – высота одной полки (в мм), n – число таких полок. Найдите высоту книжного стеллажа из 4 полок, если a = 19 мм, b = 330 мм. Ответ выразите в миллиметрах.
Решение

Исходная формула

    \[ h = (a + b) * n + a \]

По условию задачи известно:

n = 4
a = 19 мм
b = 330 мм

Подставим значения в формулу:

    \[ h = (a + b) * n + a = (19 + 330) * 4 + 19 = 349 * 4 + 19 = 1396 + 19 = 1415 \]

Высота книжного стеллажа из 5 полок = 1415 мм

Ответ:

1415 мм


  1. Укажите неравенство, которое не имеет решений.

1) x2 + 6x + 12 > 0

2) x2 + 6x + 12 < 0

3) x2 + 6x – 12 < 0

4) x2 + 6x – 12 > 0

Решение

Итак, имеем две функции x2 + 6x + 12 и x2 + 6x – 12. Графиками этих функций являются параболы. Для наглядности мы воспользовались сервисом построения графиков.

OGE-mat-9-klass-2019-14var-4-variant-06

Известно, что если парабола пересекает ось Х, то значит функция может принимать и положительные и отрицательные значения (быть  >0, и <0).

Чтобы неравенство не имело решений, парабола НЕ должна пересекать ось Х (необходимое, но не достаточное условие).

Без построения графика, узнать что парабола не пересекает ось Х, мы можем с помощью определения дискриминанта. Если дискриминант квадратного уравнения меньше нуля – у квадратной функции нет корней.

Найдем дискриминанты для обеих функций.

x2 + 6x – 12

a=1, b=6, c=-12

D = b2– 4ac = 62– 4 * 1 * (-12) = 36 + 48 = 84

Дискриминант положительный – данная функция имеет два корня и пересекает ось Х. Следовательно, данная функция может принимать положительные и отрицательные значения. Отсюда неравенства 3) и 4) имеют решения.

Найдем дискриминант второй функции.

x2 + 6x + 12

a=1, b=6, c=12

D = b2– 4ac = 62– 4 * 1 * 12 = 36 – 48 = -12

Дискриминант отрицательный, т.е. данное уравнение не имеет корней, а график данной функции не пересекает ось Х.

В данной функции аргумент а=1 (положительный), следовательно, ветви параболы направлены вверх.

График данной функции полностью располагается над осью Х. Следовательно, функция принимает только положительные значения.

Получается, что неравенство под пунктом 2) x2 + 6x + 12 < 0 – не имеет решений.

Ответ:
2


Модуль “Геометрия”


  1. Найдите периметр участка земли прямоугольной формы, площадь которого равна 3600 м2, а одна сторона в 4 раза больше другой. Ответ дайте в метрах?
Решение

Пусть x – одна сторона прямоугольника

Тогда x * 4 – вторая сторона прямоугольника

Площадь прямоугольника вычисляется по формуле:

    \[ S = a * b \]

Отсюда:

    \[ 3600 = x * 4x = 4x^2 \]

    \[ 3600 : 4 = x^2\]

    \[ 900 = x^2 \]

    \[ x= \sqrt{900} = 30\]

Первая сторона a = 30 м

Вторая сторона b = 30 * 4 = 120 м

Периметр прямоугольника равен:

    \[ P = 2 * (a + b) \]

Отсюда:

    \[ P = 2 * (30 + 120) = 2 * 150 = 300 \]

Ответ:

300 метров


  1. На стороне AC  треугольника ∆ABC отмечена точка D так, что AD = 2, DC = 7. Площадь треугольника ∆ABC равна 27. Найдите площадь треугольника ∆BCD.
Решение

Построим треугольник согласно условию:

OGE-mat-9-klass-2019-14var-2-variant-07

Площадь треугольника вычисляется по формуле:

    \[ S = \frac{1}{2} * ah \]

где,

a – длина основания
h – высота треугольника

По условию задачи известно, что

  • площадь треугольника ∆ABC = 27
  • AD = 2, DC = 7

Отсюда

    \[ a = AD + DC = 2 + 7 = 9 \]

    \[ h = BH \]

Тогда формула площади треугольника примет вид

    \[ S_{ABC} = \frac{1}{2} * ah = \frac{1}{2} * 9 * BH = 27 \]

    \[ \frac{1}{2} * 9 * BH = 27 \]

    \[ BH = \frac{27 * 2}{9} = 6 \]

Так как высота у треугольников ∆ABC и ∆BCD общая и равна BH, то площадь треугольника ∆BCD будет равна

    \[ S_{BCD} = \frac{1}{2} * ah = \frac{1}{2} * DC * BH = \frac{1}{2} * 7 * 6 = \frac{42}{2} = 21 \]

Ответ:

Площадь треугольника ∆BCD равна 21


  1. Сторона равностороннего треугольника равна 16√3. Найдите радиус окружности, описанной около треугольника.

OGE-mat-9-klass-2019-14var-2-variant-08

Решение

Выполним некоторые обозначения на нашем рисунке:

OGE-mat-9-klass-2019-14var-2-variant-09

Обозначим наш треугольник, как ∆ABC

По условию задачи, треугольник равносторонний, а значит:

AB = BC = AC = 16√3

Известно, что в равностороннем треугольнике медиана, биссектриса и высота совпадают.

Определение: Центр равностороннего треугольника является центром вписанной и описанной окружностей.

Таким образом, AO = BO = CO = R – радиус окружности.

Определение: В равностороннем треугольнике все углы равны 180° : 3 = 60°

Рассмотрим прямоугольный треугольник ∆ABH.

По условию задачи нам известно, что AB = 16√3

AH = AC : 2 = 16√3 : 2 = 8√3

Используя теорему Пифагора, найдем чему равна сторона BH

Определение: В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.

    \[ a^2 + b^2 = c^2 \]

    \[ AH^2 + BH^2 = AB^2 \]

Отсюда

    \[ BH^2 = AB^2 - AH^2 = (16\sqrt{3})^2 - (8\sqrt{3} )^2 = 256 * 3 - 64 * 3 = 768 - 192 = 576 \]

    \[ BH = \sqrt{576} = 24\]

Определение: Медианы треугольника пересекаются в одной точке, которая делит каждую из них в отношении 2:1, считая от вершины.

Отсюда

    \[ BO = \frac{2}{3} BH = \frac{2}{3} 24 = 16 \]

Ответ:

Радиус окружности равен 16


  1. В параллелограмме ABCD угол C равен 102°. Найдите величину угла D. Ответ дайте в градусах.

OGE-mat-9-klass-2019-14var-2-variant-10

Решение

Определение: Углы, прилежащие к любой стороне параллелограмма, в сумме равны 180°

Отсюда

∠C + ∠D = 180°

102° + ∠D = 180°

∠D = 180° – 102°  = 78°

Ответ:

Величина угла D = 78°


  1. На клетчатой бумаге с размером клетки 1х1 отмечены три точки A, B и C. Найдите расстояние от точки А до прямой BC

OGE-mat-9-klass-2019-14var-4-variant-07

Решение

Из рисунка видно, что от точки А до прямой BC – 2 клетки

OGE-mat-9-klass-2019-14var-4-variant-08

Ответ:

2


  1. Какое из следующих утверждений верно?
  1. Площадь ромба равна произведению двух его смежных сторон на синус угла между ними.
  2. В тупоугольном треугольнике все углы тупые.
  3. Существуют три прямые, которые проходят через одну точку.

В ответ запишите номер выбранного утверждения.

Решение

Данное задание не является задачей. Вопросы, перечисленные здесь необходимо знать наизусть и уметь на них отвечать.

  1. Верно – это одна из формул площади ромба
  2. Неверно – в тупоугольном треугольнике только один угол тупой
  3. Верно

Ответ:

1, 3


Часть 2

Модуль “Алгебра”


  1. Решите систему уравнений

    \[ \left\{\begin{matrix} x^2 + y^2 = 20\\ xy = 8 \end{matrix}\right.  \]

Решение

    \[ \left\{\begin{matrix} x^2 + y^2 = 20\\ xy = 8 \end{matrix}\right.  \]

Найдем чему равен x из второго уравнения

xy = 8

x = 8/y

Подставим результат в первое уравнение

    \[ x^2 + y^2 = 20 \]

    \[ (\frac{8}{y})^2 + y^2 = 20 \]

    \[ \frac{64}{y^2} + y^2 = 20 \]

Умножим все части на y2

    \[ \frac{64}{y^2}*y^2 + y^4 = 20y^2 \]

    \[ 64 +y^4 = 20y^2 \]

    \[ y^4 - 20y^2 + 64 = 0 \]

Пусть t = x2

Тогда получаем квадратное уравнение:

    \[ t^2 - 20t + 64 = 0 \]

Найдем дискриминант:

a=1, b=-20, c=64

D = b2– 4ac = (-20)2– 4 * 1 * 64 = 400 – 256 = 144

Дискриминант положительный – данная функция имеет два корня

Найдем корни уравнения:

    \[t = \frac{ -b \pm \sqrt{D} }{2a }\]

    \[ t_1 = \frac{ -(-20) + 12 }{2 * 1}\]

    \[ t_1 = \frac{32}{2} = 16\]

    \[ t_1 = 16 \]

    \[ t_2 = \frac{ -(-20) - 12 }{2 * 1}\]

    \[ t_2 = \frac{8}{2} = 4\]

    \[ t_2 = 4 \]

Так как изначально выполнили замену:  t = x2, то теперь определим чему равен х:

    \[ x_1 = \sqrt{t_1} = \sqrt{16} = 4  \]

    \[ x_2 = \sqrt{t_2} = \sqrt{4} = 2  \]

Вернёмся к первоначальной системе:

    \[ \left\{\begin{matrix} x^2 + y^2 = 20\\ xy = 8 \end{matrix}\right.  \]

Как видим, что x, что y могут принимать полученные значения. Кроме того, то полученные корни могут принимать как отрицательное, так и положительное значения, поскольку в первом уравнении оба неизвестных возводятся в квадрат, а во втором уравнении плюс на плюс и минус на минус в любом случае дают одинаковый результат.

Вы легко это можете это проверить подставляя полученные корни в данные уравнения.

Значит, решение исходной системы:

(2; 4), (-2; -4)

(4; 2); (-4; -2).

Ответ:

(2; 4), (-2; -4)

(4; 2); (-4; -2).


  1. Поезд, двигаясь равномерно со скоростью 93 км/ч, проезжает мимо пешехода, идущего в том же направлении по платформе со скоростью 3 км/ч, за 8 секунд. Найдите длину поезда в метрах.
Решение

Преобразуем секунды в часы

8 секунд = 8 : 60 : 60 (ч)

93 – 3 = 90 (км/ч) – разница между скоростью поезда и пешехода.

90 * 8 : 60 : 60 = 0,2 (км) = 200 метров – длина поезда

Ответ:

200 метров


  1. Постройте график функции y = x | x | + | x | – 5x  и определите, при каких значениях m прямая y=m имеет с графиком ровно две точки.
Решение

y = x | x | + | x | – 5x

Заданная функция имеет модуль, поэтому разложим данную функцию на две подфункции, в зависимости от значения модуля:

  • y = x2 + x – 5x, при x≥0
  • y = -x2 + (-x) – 5x, при x<0

или

  • y = x2 + x – 5x = x2 – 4x, при x≥0
  • y = -x2 + (-x) – 5x = –x2 – 6x , при x<0

Построим график для обеих функций

OGE-mat-9-klass-2019-14var-4-variant-09

На графике видно, что обе функции являются параболами. Ветви первой параболы направлены вверх (поскольку коэффициент “а” больше нуля). Ветви второй параболы направлены вниз (поскольку коэффициент “а” меньше нуля).

Первая функция представлена на графике красным цветом, а вторая функция – зеленым.

Фиолетовым цветом (пунктиром) изображена функция y=m (при значениях m=6.25 и -12,25).

Так как у обеих функций коэффициент с=0, то их общей границей является начало координат. График функции y = x | x | + | x | – 5x отображён пунктиром.

На графике хорошо видно, что между вершинами обеих парабол функция y=m будет иметь от двух до трёх пересечений.

Из графика видно, что функция y=m имеет с графиком ровно две точки пересечения только в вершинах парабол.

Найдём значение вершин у обеих парабол:

Вершина параболы y = x2 – 4x:

x0 = -b/2a = -(-4)/2 = 4/2 = 2

y0 = x2 – 4x = 22 – 4 * 2 = 4 – 8 = -4

Вершина параболы y = -x2 – 6x:

x0 = -b/2a = -(-6)/ (2*(-1)) = 6/-2 = -3

y0 = -x2 – 6x = -(-3)2 – 6 * (-3) = -9 + 18 = 9

y=m имеет с графиком ровно две точки в точках: -4 и 9

Ответ:

-4 и 9


  1. Точка H является основанием высоты, проведённой из вершины прямого угла B треугольника ∆ABC к гипотенузе AC. Найдите AB, если AH = 10, AC = 40.
Решение

Построим чертёж согласно условию задачи:

OGE-mat-9-klass-2019-14var-2-variant-14

 

Так как высота BH является общей высотой для двух треугольников ∆ABC и ∆ABН, то эти треугольники подобны по определению.

Исходя из этого, справедливым будет следующее равенство отношения сторон данных треугольников:

    \[ \frac{AB}{AC} = \frac{AH}{AB} \]

    \[ AB * AB = AC * AH \]

    \[ AB^2 = 40 * 10 = 400 \]

    \[ AB = \sqrt{400} = 20 \]

Искомая величина AB = 20

Ответ:

AB = 20


  1. Известно, что около четырёхугольника ABCD можно описать окружность и что продолжения сторон AD и BC четырёхугольника пересекаются в точке K. Докажите, что треугольники ∆KAB и ∆KCD подобны.
Решение

Выполним чертёж, согласно заданного условия:

OGE-mat-9-klass-2019-14var-4-variant-10

Определение: четырёхугольник можно вписать в окружность тогда и только тогда, когда сумма противоположных углов равна 180°

Следовательно суммы противоположных углов четырёхугольника будут равны:

∠ABC + ∠CDA = ∠4 + ∠3 = 180°

∠DAB + ∠BCD = ∠2 + ∠1 = 180°

Углы ∠BAK и ∠DAB образуют развёрнутый угол, значит их сумма равна 180°

∠BAK + ∠DAB = ∠5 + ∠2 = 180°

Углы ∠KBA и ∠ABC также образуют развёрнутый угол, значит их сумма равна 180°

∠KBA + ∠ABC = ∠6 + ∠4 = 180°

Из перечисленных равенств получаем

∠4 + ∠3 = 180° , а ∠6 + ∠4 = 180°, значит

∠4 + ∠3 = ∠6 + ∠4

∠3 = ∠6

Кроме того

∠2 + ∠1 = 180° , а ∠5 + ∠2 = 180°, значит

∠2 + ∠1 = ∠5 + ∠2

∠1 = ∠5

То есть, углы ∠CDA (∠3) и ∠KBA (∠6) равны и углы ∠BCD (∠1) и ∠BAK (∠5) также равны.

Рассмотрим треугольники: ∆KAB и ∆KCD

Из вышеперечисленного получаем, что оба треугольника имеют%

  • один общий угол ∠K
  • углы ∠CDA (∠3) и ∠KBA (∠6) равны
  • углы ∠BCD (∠1) и ∠BAK (∠5) также равны

следовательно треугольники подобны.


  1. Найдите площадь трапеции, диагонали которой равны 17 и 9, а средняя линия равна 5.
Решение

Выполним чертёж, согласно заданного условия:

OGE-mat-9-klass-2019-14var-2-variant-16

Площадь трапеции равна произведению высоты на полусумму оснований:

    \[ S_{ABCD} = h * \frac{BC + AD}{2} \]

где, (BC + AD)/2 – это полусумма оснований EF (по условию задачи равна 5). Получаем:

    \[ S_{ABCD} = h * EF = h * 5  \]

Итак, чтобы найти площадь трапеции, нам необходимо найти ее высоту h.

Выполним ряд преобразований с нашим чертежом.

Продлим основание AD из точки D (вправо).

Проведём прямую из вершины C до основания AD так, чтобы данная прямая оказалась параллельной диагонали BD. Точку пересечения данной прямой с основанием AD обозначим через M (как показано на рисунке).

В четырехугольнике BCMD сторона CM || BD (по построению) и DM || BC (по определению трапеции)

Следовательно, четырехугольник BCMD является параллелограммом, поскольку его противоположные стороны параллельны.

Тогда, по свойству параллелограмма, DM = BC.

Найдем длину AM

AM = AD + DM = AD + BC

По условию задачи нам известна величина средней линии – 5. А мы помним, что средняя линия равна полусумме оснований. Отсюда

AM = AD + DM = AD + BC = 5 * 2 = 10

Рассмотрим треугольник ∆ACM.

Нам известны длины всех его сторон:

  • AC = 17
  • CM = BD = 9
  • AM = 10

Зная длины всех сторон треугольника, можно найти его площадь через полупериметр.

Определение: Если известны длины всех сторон треугольника, то для вычисления площади треугольника удобно пользоваться формулой Герона

    \[ S = \sqrt{p(p-a)(p-b)(p-c)} \]

где p – полупериметр

    \[ p = \frac{a + b + c}{2} \]

отсюда

    \[ p = \frac{a + b + c}{2} = \frac{AC + CM + AM}{2} = \frac{17 + 9 + 10}{2} = \frac{36}{2} = 18 \]

    \[ S_{ACM} = \sqrt{p(p-a)(p-b)(p-c)} = \sqrt{18 * (18 - 17)(18 - 9)(18 - 10)} =\]

    \[ = \sqrt{18 * 1 * 9 * 8} = \sqrt{1296} =36 \]

Чтобы найти высоту треугольника, прибегнем к другой формуле нахождения площади треугольника (через высоту):

    \[ S_{ACM} = h \frac{a}{2} = h \frac{AM}{2} = h \frac{10}{2} =36\]

Найдём из этой формулы, чему равна высота:

    \[ h \frac{10}{2} =36\]

    \[ 10h =36 * 2 = 72\]

    \[ h = 72 : 10 = 7,2\]

Высота треугольника ∆ACM равна 7,2.

Высота трапеции ABCD также равна 7,2.

Подставим значение высоты в первую формулу

    \[ S_{ABCD} = h * EF = h * 5  = 7,2 * 5 = 36\]

Площадь трапеции ABCD равна 36

Ответ:

36

Похожие посты