Меню Закрыть

ВПР Русский язык 4 класс. Составление плана текста, задания 51-60

Задание 51

Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.

(1)Молчаливых птиц нет: гуси гогочут, вороны каркают, голуби воркуют, соловьи свистят… (2)Но понимают ли птицы друг друга? (3)Оказывается, понимают! (4)Хотя, конечно, не так, как мы: у птиц нет привычных нам слов, а есть всего лишь звуковые сигналы: сигналы призыва, сигналы тревоги…

(5)Другие птицы слышат их и ведут себя соответственно. (6)Сто́ит с тревожным криком взлететь вороне, как взлетят и галки, и грачи, и скворцы. (7)На тревожный крик сороки, увидевшей филина, сейчас же отреагируют дрозды, зяблики, вороны. (8)Домашний петух может объявить «воздушную тревогу», если увидит ястреба, и «наземную», когда увидит лисицу или собаку, и все обитатели птичьего двора его поймут.

(9)Учёные записали на звуковую аппаратуру много птичьих песен и разговоров, пытаются их расшифровать и понять. (10)Уже сейчас перестают отгонять птиц от полей и садов выстрелами, а отпугивают сигналами тревоги. (11)Услышав такой сигнал, птицы разлетаются в страхе – даже с дорожек аэродромов, где их не пугают и самолёты. (12)Сигнал страха действует надёжнее самого страшного пу́гала. (13)Учёные продолжают старательно изучать сигналы птиц: ведь, если мы найдём с птицами общий язык, будет лучше и нам.

(По Н. Осипову)

Ответ

Примерный план:

1. Молчаливых птиц нет.

2. Как птицы общаются друг с другом.

3. Учёные изучают язык птиц.

Задание 52

Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.

(1)Мы редко задумываемся, как живётся растениям, как они переносят холод или жару. (2)И в зимнюю стужу, и в летний зной стоят под открытым небом «бездомные» деревья. (3)От холода их выручает кора. (4)А что их спасает от жары?

(5)Оказывается, тоже кора: ведь у деревьев нет запасной одежды, они не могут сменить тёплую шубу на лёгкое платьице. (6)Посмотрите на жителей жаркой Средней Азии: они даже по солнцепёку ходят в ватном халате. (7)Рыхлая вата лучше тонкой рубашки задерживает тепловые лучи, и в самое пекло в таком халате нежарко. (8)Пористая кора деревьев, как ватный халат, тоже годится для любой погоды. (9)Особенно хорошо защищает от жары толстая кора-шуба, но не всем деревьям одинаково повезло. (10)Самой обиженной оказалась берёза: у неё самая тонкая кора. (11)Берёзу выручает… краска! (12)Вспомните: и самолёты, и морские лайнеры красят в белый цвет. (13)Белый цвет лучше всякого другого отражает солнечные лучи, и поверхность меньше нагревается. (14)Вот и берёза таким же способом спасается от жары.

(15)У других деревьев кора толще — им и без белого цвета можно обойтись, а тонкокожей берёзе никак нельзя!

(По Н. Осипову)

Ответ

Примерный план:

1. Как живётся деревьям в холод и жару?

2. Кора защищает деревья от жары.

3. Белый цвет коры спасает берёзу в жару.

Задание 53

Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.

(1)На одном корабле «служил» ручной медведь Михаил. (2)Как-то раз корабль пришёл во Владивосток, все матросы стали сходить на берег, и Михаил с ними. (3)Хотели его не пустить, заперли в каюте — он стал дверь царапать и страшно реветь. (4)Решили взять мишку на берег, только с ошейником. (5)Боцман Клименко, самый сильный на корабле, намотал ремешок на руку, и пошёл Михаил с матросами в краеведческий музей.

(6)Матросы зашли в музей, а Михаила привязали около входа, за чугунную пушку: уж её-то он с места не сдвинет! (7)Ползала в музее обошли, прибегает директор: «Уберите своего медведя, он никого не пускает!» (8)Вышел Клименко на улицу, смотрит: стоит Михаил в дверях, на шее обрывок ремешка болтается, людей целая толпа собралась. (9)Это медведь на корабле привык угощение выпрашивать. (10)Как матросы сойдут на берег, он ждёт у трапа. (11)Возвращаешься — надо дать Михаилу конфету, без неё он на корабль не пропустит. (12)Клименко закричал на медведя: «Как тебе не стыдно, обжора!»

(13)Привели медведя на корабль, и он до вечера исчез. (14)К позднему ужину только вылез — вид виноватый, от стыда прятался, значит, и медведи стыд имеют.

(По Г.Я. Снегирёву)

Ответ

1. Ручной медведь Михаил на корабле.

2. Поход с медведем в краеведческий музей.

3. Обжоре стыдно.

Задание 54

Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.

(1)Далеко на краю пустыни стоит белый домик. (2)Живёт в нём лесник Тилан. (3)В августе каждое утро он выводит из сарая верблюда, навьючивает на него мешки семян и уезжает в пустыню. (4)Семена тамариска он разбрасывает по вершинам песчаных барханов, семена саксаула раскидывает в низинах.

(5)Из-под верблюжьих ног во все стороны, как брызги, разбегаются ящерицы-круглоголовки и змейки. (6)К полудню ящерицы и змеи зарылись в песок, чтоб не испечься. (7)Ящерицы залезли на тамарисковый куст. (8)На вершине куста, на каждой веточке, сидят они неподвижно, подняли головки и тяжело дышат. (9)К вечеру жара спадает, вылезают из нор песчанки, свистят, перекликаются друг с другом, пустыня оживает. (10)Появляются быстроногие антилопы: они бегут за сотни километров к глубокому колодцу в пустыне. (11)Всю ночь они будут стоять вокруг колодца и дышать, дышать влажным воздухом, а к утру снова убегут в пески.

(12)Каждый день выезжает лесник Тилан засевать пески. (13)Саксаул пускает корни на много метров в стороны и в глубину. (14)Корни саксаула и тамариска закрепляют пески, не дают им передвигаться и засыпать оросительные каналы, сады и сёла.

(По Г.Я. Снегирёву)

Ответ

Примерный план:

1. Труд лесника Тилана.

2. Жизнь обитателей пустыни.

3. Корни растений закрепляют пески.

Задание 55

Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.

(1)В отлив море ушло, и на берегу осталось много лужиц. (2)Сел я около большой лужи караулить: некоторые рыбы не успевают в море уплыть, притаятся на дне и ждут прилива. (3)В луже было темно и ничего не видно. (4)Я уже хотел уходить, и тут тёмную воду прорезал солнечный луч. (5)И затолклись, заплясали в этом луче не то мошки, не то пылинки. (6)Это была стайка совсем маленьких рыбок — мальков.

(7)Мальки ловили водяных блох, а некоторые просто так плавали. (8)Для них эта лужа — целое море. (9)Сорвал я прутик и хотел прогнать мальков, и вдруг — я даже не заметил откуда — выскочила рыбёшка. (10)Сама с мизинец, на спине у неё острые колючки торчат, и ну трепать мой прутик. (11)То с одной стороны заплывёт, колючкой его уколет, то куснёт ртом, а у самой от злости глаза горят синими огоньками. (12)Растрепала весь прутик, стал он похож на кисточку для клея, а сама спряталась под камень и оттуда смотрит, помахивает плавничками — попробуй мальков тронь!

(13)Мальков ловить я не стал, а то колюшка всю руку исколет. (14)Она и большой трески не боится, бросается в драку: колюшка — храбрюшка.

(По Г.Я. Снегирёву)

Ответ

Примерный план:

1. Стайка мальков в луже.

2. Защитница мальков.

3. Храбрая колюшка.

Задание 56

Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.

(1)Ко всему живому надо относиться бережно. (2)Как-то раз наш корабль шёл по Северному морю. (3)Куда ни глянешь, вокруг одни льды: белые, блестящие на солнце. (4)И вдруг на одной льдине я увидел два чёрных глаза. (5)«Стой — кто-то за бортом!» — закричал я.

(6)Корабль замедлил ход и остановился. (7)Льдина была покрыта искрящимся снегом, а на нём лежал белёк — детёныш тюленя. (8)Тюлени оставляют своих малышей на льду, и только утром приплывает к бельку мать. (9)Покормит детёныша молоком и опять уплывает, а он весь день лежит на льдине. (10)Положили мы белька на палубу и поплыли дальше.

(11)Я принёс ему бутылочку молока, но белёк пить не стал, а пополз к борту. (12)Я оттащил его обратно, и вдруг из его глаз покатилась сначала одна слеза, потом вторая, и так и посыпали градом: белёк молча плакал. (13)Матросы зашумели и сказали, что надо скорее вернуть его на ту льдину. (14)Капитан поворчал-поворчал, но всё же развернул корабль. (15)По водяной дорожке мы пришли на старое место. (16) Положили белька на снежное одеяло — он почти перестал плакать, а наш корабль поплыл дальше.

(По Г.Я. Снегирёву)

Ответ

Примерный план:

1. Чёрные глаза на льдине.

2. Одинокий малыш-белёк.

3. Бельку хорошо только на льдине.

Задание 57

Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.

(1)Со времён Петра Первого Россия стала великой морской державой. (2)Но суровый климат не давал зимой пользоваться ни Балтийский морем, ни Северным морским путём. (3)России был необходим корабль-ледокол. (4)Эту идею удалось воплотить в жизнь русскому адмиралу Степану Осиповичу Макарову. (5)В 1899 году русский ледокол «Ермак» был спущен на воду.

(6)Зима в тот год выдалась суровой, толщина льда превышала метр. (7)Мало кто верил, что «Ермак» сможет одолеть ледяной заслон. (8)Над палубой корабля вихрилась снежная позёмка, из труб валил чёрный дым. (9)Сто человек экипажа ждали встречи корабля с ледовыми глыбами. (10)И вот балтийский лёд с хрустом начал ломаться под мощным напором корабельного корпуса. (11)За кормой оставалась широкая полоса чистой воды. (12)Все, не сговариваясь, закричали «ура!».

(13)Только за первую зиму «Ермак» под командованием адмирала Макарова спас из ледяного плена 60 пароходов и даже один броненосец! (14)Почти семьдесят лет служил «Ермак» русскому флоту. (15)Сейчас просторы Арктики бороздит ледокол «Адмирал Макаров». (16)Лучший памятник моряку – корабль, носящий его имя!

(По О. Сотникову)

Ответ

Примерный план:

1. Адмирал Макаров — «отец» первого русского ледокола.

2. «Ермак» победил льды.

3. Лучший памятник моряку.

Задание 58

Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.

(1)Сейчас на Новой территории Московского зоопарка посетители видят небольшое болотце. (2)Раньше здесь была низина с негустой травой и редкими кустами. (3)Потом юным работникам зоопарка предложили сделать из неё болото. (4)Сделать болото! (5)Это звучит даже странно. (6)Однако ребят это не удивило.

(7)Они собрались, взяли с собой мешки, лопаты, вёдра и поехали на подмосковные пруды. (8)Там осторожно, чтобы не потревожить корни, выкапывали кочки, заросшие осокой и камышом, обёртывали их сырыми мешками, укладывали на машины и привозили в зоопарк. (9)При посадке зелени на новом месте каждый из ребят имел свой участок. (10)И вот на отмелях будущего болота дети начали устанавливать и укреплять кочки. (11)Это было очень трудно, гораздо труднее, чем сажать самые нежные цветы. (12)Осторожно и терпеливо высаживали дети болотные растения, по нескольку раз в день поливали водой.

(13)Потрудились немало, зато сколько было радости, когда вся зелень привилась и низину залили водой! (14)Она стала выглядеть как настоящее болото! (15)В этот, пожалуй, самый красивый уголок зоопарка перевели длинноногих цапель, розовых фламинго и многих других птиц.

(По В. Чаплиной)

Ответ

Примерный план:

1. Надо сделать болото.

2. Как кочки пересаживали в низину.

3. Самый красивый уголок зоопарка.

Задание 59

Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.

(1)Однажды в Московском зоопарке львица отказалась от своего детёныша. (2)Маленькую львицу назвали Кинули и нашли ей новую — овчарку Пери. (3)Сначала Пери отнеслась к подкидышу недоверчиво, но постепенно привыкла к своему питомцу. (4)Все удивлялись, как дружно живёт львица вместе с собакой. (5)Когда Кинули давали мясо, она всегда оставляла часть для Пери.

(6)Однажды Пери заболела: у неё болели ноги, и она не могла подниматься. (7)Кинули брала в зубы еду, подносила её к Пери, мяукала, старалась приподнять собаку лапой, но Пери не вставала. (8)Собаку забрали от львицы, чтобы вылечить. (9)Когда Кинули увидела, что Пери увели, она стала рычать, старалась выскочить из клетки. (10)Львица перестала есть, стала скучная, вялая, злая и никого к себе не подпускала. (11)Её рёв не раз тревожил жителей зоопарка, слышала его и Пери. (12)Овчарка узнавала голос Кинули, настораживала свои острые уши и тихо скулила.

(13)Через два месяца Пери поправилась. (14)Как же друзья обрадовались друг другу! (15)Кинули бросилась к Пери, мяукала и тёрлась об неё головой, а собака прыгала, как щенок, вокруг львицы. (16)Вот что значит настоящие друзья! (17)Больше никто не слышал тоскующего рёва Кинули.

(По В. Чаплиной)

Ответ

Примерный план:

1. Новая мама.

2. Пери заболела.

3. Встреча друзей.

Задание 60

Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.

(1)Наш корабль из Владивостока отправлялся в срочный рейс, и капитан приказал пассажиров на корабль не брать. (2)Да всё равно не уследили, утром смотрю: по палубе прыгает воробей, поклёвывает что-то между досками. (3)Увидел меня, зачирикал и перелетел на мачту. (4)Перья у него на груди ветер раздувает, а хвоста нет — наверное, потерял в драке. (5)Гнать воробья нельзя — не долетит он до суши, погибнет в волнах.

(6)Так и поплыл с нами воробей: днём на палубе прыгал, а на ночь прятался под брезент в шлюпку, чтобы ветром не сдуло в море. (7)Прибыл наш корабль на Камчатку. (8)Я пошёл в город, смотрю: рыбаки стоят и что-то разглядывают на дереве. (9)Это наш бесхвостый воробей прыгает по веткам! (10)Рыбаки удивляются: «Ворон у нас на Камчатке много, а воробьёв совсем нет, как он сюда попал?»

(11)Вернулся я на корабль и рассказал, что воробей остался на Камчатке. (12)Мы взяли обратный курс на Владивосток. (13)Когда к порту подходили, подул сильный ветер и сорвал со старой шлюпки брезент. (14)Стал я брезент закреплять, смотрю, а в шлюпке на дне бесхвостый воробей сидит! (15)Вот такой воробей-путешественник!

(По Г.Я. Снегирёву)

Ответ

Примерный план:

1. Случайный пассажир.

2. Воробей гостит на Камчатке.

3. Возвращение домой.

Похожие посты