Задание 71
Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.
(1)Берёза — одно из самых распространённых и любимых деревьев в России. (2)Красавицей русских лесов называют её люди. (3)Стройная, с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной, она прекрасна в любой сезон. (4)О берёзе сложено много песен, былин, преданий. (5)Русскими художниками созданы десятки живописных картин, изображающих её.
(6)Зацветает берёзка на исходе апреля. (7)Цветки у неё скромные — серёжки, а семена берёзы, созревающие в них, легко разносятся ветром по земле. (8)Она хорошо приживается там, где с трудом растут другие деревья, — на лесных вырубках и пожарищах. (9)Вырастает берёза быстро, и вскоре на таких местах появляются молодые рощи.
(10)Без берёзы нельзя представить себе жизнь наших предков. (11)Всё из берёзы шло в дело. (12)Источником света в жилищах на протяжении многих веков служила берёзовая лучина. (13)Из почек готовили лекарства, из ветвей делали мётлы и веники, из древесины изготовляли мебель. (14)А берёзовые дрова служили отличным топливом для печки. (15)Из берёсты умельцы мастерили лукошки для сбора грибов и ягод. (16)На ней же наши предки делали свои записи, которые хорошо сохранились до настоящего времени и известны как «берестяные грамоты».
(По книге «Что такое? Кто такой?»)
Задание 72
Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.
(1)Хороша бамбуковая удочка — лёгкая, гибкая, прочная. (2)А представьте себе «удилище», которое достаёт до девятого этажа, с толщиной основания тридцать сантиметров! (3)Вы скажете, что таких удилищ не может быть. (4)Конечно. (5)Но если бы какой-нибудь сказочный великан захотел иметь такое удилище, он вполне мог бы его получить, потому что некоторые бамбуки вырастают до сорока метров в высоту.
(6)Бамбук — самый большой в мире злак. (7)Можно сказать, это самая высокая трава на земном шаре. (8)Родственниками бамбука являются пшеница, рожь и кукуруза. (9)Но его, в отличие от них, называют древовидным злаком. (10)Как правило, он произрастает в жарких странах, где много солнечных лучей и влаги. (11)К тому же растёт он очень быстро. (12)Например, в родном Вьетнаме бамбук прибавляет в росте до двух метров в день. (13)Возможно, поэтому он и вырастает таким большим.
(14)В тёплых странах бамбука очень много, и его широко используют в хозяйстве. (15)Мягкие молодые побеги идут в пищу. (16)Из более жёсткого бамбука делают обои, бумагу, ткани и мебель, а из самых крупных и твёрдых растений даже строят дома и мосты.
(По книге «Что такое? Кто такой?»)
Задание 73
Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.
(1)Белый аист любит жить по соседству с людьми. (2)Эта крупная птица доверчиво расхаживает по лугу у самой деревни и устраивает своё большое гнездо из прутьев и веток на верхушке старого дерева или прямо на крыше деревенского дома. (3)Потом в гнезде появляются длинноногие аистята. (4)Малыши тоже доверчиво поглядывают на людей и ждут своих родителей с охоты. (5)А они по очереди приносят им еду: лягушек, мышей, ящериц, разных насекомых.
(6)К осени аистята подрастут. (7)Они станут большими, сильными птицами и вместе со своими родителями улетят на юг. (8)Но весной они опять вернутся в родные края, так как эти птицы очень привязаны к своей родине. (9)Если аисты однажды устроят гнездо на крыше дома, то каждую весну они будут снова и снова прилетать сюда.
(10)Белые аисты и люди являются давними друзьями. (11)Когда аист подружился с человеком, никто точно не знает. (12)Но люди очень дорожат дружбой с ним и радуются, когда аист селится на крыше дома. (13)Издавна считается, что эти птицы приносят счастье хозяевам дома. (14)Может быть, поэтому люди заботятся о покое и безопасности дружелюбных верных аистов.
(По книге «Что такое? Кто такой?»)
Задание 74
Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.
(1)В истории русской литературы много замечательных поэтов. (2)Все они разные, каждый по-своему уникален. (3)Но есть поэты особенные. (4)К таким особенным поэтам относится Михаил Юрьевич Лермонтов — поэт с «русскою душой».
(5)Он родился в 1814 году в Москве, но детство провёл в селе Тарханы в имении своей любимой бабушки. (6)Когда внуку исполнилось 13 лет, бабушка повезла его учиться в столицу. (7)Учёба была не простой, но юноше нравилась требовательность учителей. (8)Благодаря трудолюбию и упорству, которые он воспитал в себе в эти годы, Михаил Юрьевич многое успел, хотя прожил всего 26 лет. (9)Поэт играл на четырёх музыкальных инструментах, прекрасно рисовал, отлично фехтовал, играл в шахматы, танцевал, пел и профессию себе выбрал мужественную. (10)Он стал военным.
(11)Однако сам Лермонтов считал, что настоящую пользу России он может принести своими произведениями. (12)И был прав. (13)Со дня рождения М. Ю. Лермонтова прошло более 200 лет, но книги его до сих пор современны, их читают и перечитывают. (14)Он писал о том, что важно и сейчас: о чести и достоинстве, о том, что надо любить и беречь свою Родину, знать её историю, культуру и родной язык.
(По Е. Родиной)
Задание 75
Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.
(1)Кошка в осмотрительности полагается не только на свои зоркие глаза. (2)Для исследования мира у неё есть специальные «радары». (3)Это еле заметные шерстинки. (4)Они растут на её лапах, на лбу, на ушах. (5)Особенно важные «радары» — длинные тонкие усы, которые торчат у кошек над верхней губой.
(6)Вот кошка хочет что-нибудь получше рассмотреть или кого-нибудь подкараулить. (7)Она замирает в позе охотницы и настораживается. (8)Тогда эти удивительные усы развёртываются и превращаются в своеобразный веер из чутких волосков. (9)А волоски, колеблясь, соединяются со сверхчувствительной нервной сетью кошки. (10)Они мгновенно улавливают каждое движение живого существа, как бы мало́ оно ни было. (11)Развернув усы, кошка может сторожить сразу несколько мышиных нор и следить за поведением населяющих эти норки зверьков. (12)Не двигаясь с места, она чувствует даже самые тихие, почти бесшумные перемещения их обитателей! (13)Это незаменимое умение для кошачьей охоты.
(14)Если у кошки удалить или повредить усы, ей становится трудно ориентироваться в окружающем мире, она не может охотиться. (15)Её движения становятся неуверенными — ведь чудесные «радары» не работают!
(По П. Жандрон)
Задание 76
Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.
(1)Град – это такой вид осадков, когда с неба падают льдинки, иногда очень большие, размером с куриное яйцо. (2)Высоко в небе часто дуют резкие, порывистые ветры, они перемещают льдинки то вверх, то вниз. (3)Во время таких прыжков «вверх-вниз» к льдинке прилипают другие льдинки. (4)Получается что-то похожее на маленький снежный ком. (5)Это и называют градиной. (6) Крупная градина, разрезанная пополам, похожа на луковицу. (7)Она состоит из нескольких «наросших» на неё слоёв льда.
(8)Град иногда приносит людям значительный вред. (9)Он уничтожает посевы. (10)Тяжёлые градины, упав с неба, калечат молодые побеги растений, и те погибают. (11)Более того, град может нанести очень серьёзные травмы людям, которые не успели спрятаться.
(12)Человек издавна пытался бороться с градом. (13)Когда-то, чтобы спасти урожай, люди били в колокола и стреляли в небо из пушек. (14)Громким звуком они пытались заставить тучу пролиться на землю раньше, чем градины успеют вырасти до крупного размера. (15)Сейчас в такие облака запускают специальные противоградовые снаряды и ракеты.
Задание 77
Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.
(1)Многие владельцы кошек верят в то, что их домашние питомцы могут лечить болезни своих хозяев. (2)Они убеждены, что кошка чувствует, когда хозяину плохо, и хочет ему «помочь». (3)Она ложится на больное место, согревает его своим телом, и боль проходит. (4)Есть ли основания для такой веры?
(5)Действительно, как кошки узнают, что болит у их хозяев? (6)Зоологи предполагают, что кошки находят больное место благодаря особенностям температуры человеческого тела. (7)Дело в том, что при болезни температура больного места обычно повышается. (8)Кошка будет искать самое тёплое место на человеческом теле (где теплее, там уютнее). (9)В итоге она ляжет именно там, где болит.
(10)А почему, когда кошка лежит на больном месте, боль нередко проходит? (11)Научного объяснения этому нет, но есть кое-какие предположения. (12)Температура тела у кошки выше человеческой на 2–3 градуса. (13)Когда кошка лежит на больном месте, она его прогревает. (14)Это может ослаблять боль. (15)Кроме того, время от времени кошки встают на лапки и как бы «топчутся» ими по своим хозяевам. (16)В результате такого своеобразного «массажа» кровь к больному месту начинает поступать быстрее.
Задание 78
Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.
(1)Технический прогресс уже давно вошёл во все сферы нашей жизни, но по-прежнему рядом с человеком его верный друг и помощник — собака.
(2)В 1954 году в горах Австрии лавина застигла в пути 11 школьников и двоих учителей. (3)Овчарка Аякс работала 96 часов подряд. (4)Аякс скрёб когтями и разрывал плотно спрессованный снег, пока не свалился от изнеможения. (5)У собаки лапы были стёрты до кости и обморожены. (6)Спасатели отнесли Аякса в горную хижину, чтобы сделать ему перевязку, но самоотверженного пса нельзя было удержать под крышей. (7)Собака кидалась на запертую дверь хижины, пытаясь вырваться наружу. (8)В конце концов Аякса выпустили, и он стремглав помчался к месту снежного обвала. (9)Израненными лапами Аякс откопал первого человека, засыпанного лавиной. (10)Вскоре спасатели нашли и остальных.
(11)Свойства собачьего нюха близки к сверхъестественным: собака может распознать запах человека под двухметровым слоем снега. (12)Когда речь идёт о спасении человеческой жизни, счёт идёт на минуты. (13)Квадрат размерами 100 на 100 метров группа из 20 спасателей будет осматривать 4 часа, а собака потратит на это 20 минут. (14)Вот и получается, что четвероногие спасатели — незаменимы!
(По В. Круковеру)
Задание 79
Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.
(1)Шли однажды по улице старик с внуком и увидели мальчика, который по поручению отца чинил забор. (2)Из забора выпала одна доска, её надо было прибить обратно. (3)Мальчик хотел поскорее закончить работу и бежать к друзьям. (4)Он спешил, и молоток выскальзывал из его рук, и доска никак не хотела становиться на место. (5)В конце концов, ударив себя молотком по пальцу, незадачливый мастер с досадой бросил инструмент на землю.
(6)Внук решил помочь бедолаге справиться с работой. (7)Он поднял доску и быстро, с помощью точных ловких ударов молотком, прибил её на прежнее место. (8)Но только он закончил, как старик молча снова оторвал доску!
(9)— Дедушка! — чуть не со слезами вскрикнул внук. (10)— Зачем ты это сделал? (11)Ты же всегда учил меня быть добрым, а сам не даёшь помочь мальчику…
(12)— Но ведь ты просто сделал работу за него, — возразил дед. (13)— Значит, ты не дал ему самому научиться чинить забор. (14)А самое главное — так человек не научится терпению, которое необходимо в любом деле.
(По тексту из сборника «Не хлебом единым»)
Задание 80
Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.
(1)День начался очень странно. (2)Ещё вчера в желтоватой воде гавани было полно медуз, студенистых, синеватых, круглых, как тарелки: они появлялись из глубины и, колыхаясь, медленно плавали у берега. (3)И вдруг неожиданно медузы исчезли. (4)Сколько мы ни всматривались в воду, их не было видно.
(5)Вечером пришла с запада и закрыла полнеба туча, порывистый ветер помчал по воде чёрные шквальные полосы, разыгрался шторм. (6)Волны выбрасывали на берег пучки водорослей. (7)Между двух камней валялся брюшком кверху и шевелил ногами краб — даже его море выкинуло на сушу. (8)А медуз на берегу не было. (9)Слабые существа, плохие пловцы, они перехитрили шторм: медузы заранее уплыли подальше от берега и там погрузились на глубину.
(10)Оказывается, медузы сами слышат приближение шторма. (11)У каждой медузы снизу на «животе» есть колбочка величиной с булавочную головку — пузырёк на своеобразном стебельке. (12)Колбочка заполнена жидкостью, в которой плавают песчинки. (13)Когда, обгоняя ветер, издалека приходят колебания воды — первые вестники шторма, песчинки начинают качаться. (14)Их движения воспринимает чуткий нерв. (15)Сам шторм предупреждает медузу: «Берегись!»
(По С. Сахарнову)