Меню Закрыть

ВПР Русский язык 4 класс. Составление плана текста, задания 81-90

Задание 81

Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.

(1)Давно, более ста лет назад, в одной маленькой шотландской гостинице немолодой тихий путешественник забыл в номере тросточку. (2)Внимательный хозяин отнёс тросточку на почту. (3)Он заранее привязал к ней записку. (4)«Датскому писателю Хансу Кристиану Андерсену», — было написано в ней.

(5)И почта приняла посылку без адреса и вручила её возвратившемуся домой путнику. (6)Оказывается, уже тогда люди со всего мира знали фамилию этого необыкновенного человека.

(7)С раннего детства и всю жизнь живут с нами стойкий Оловянный солдатик, милая Дюймовочка и Гадкий утёнок. (8)Нет, наверное, на свете такой страны, где бы дети и взрослые не знали героев сказок Андерсена. (9)Его добрые и удивительные сказки привлекают множество читателей. (10)В этих сказках есть всё, что должно жить в настоящем, хорошем человеке: уважение к мужеству, доброта и любовь к окружающим людям, слёзы и смех, горе и радость.

(11)Сказки Андерсена знают и любят дети и взрослые. (12)Ведь все взрослые были когда-то детьми. (13)А сами произведения Андерсена написаны не только для детей. (14)В его добрых сказках содержится много мудрых мыслей. (15)Они доставляют людям радость всегда — до глубокой старости.

(По книге «Что такое? Кто такой?»)

Ответ

1. Как Андерсену вернули тросточку.

2. Сказки Андерсена.

3. Взрослые тоже любят сказки Андерсена.

Задание 82

Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.

(1)Есть такое выражение — «ледяное молчание». (2)Однако на самом деле лёд не так молчалив, как может показаться на первый взгляд.

(3)Пройдите в морозный день по снежной дорожке. (4)Вы услышите под ногами весёлый хруст. (5)Это не что иное, как звук ломающихся кристаллов. (6)Человек не слышит, как ломается одна снежинка, но тысячи маленьких кристалликов создают шум, который наше ухо прекрасно воспринимает. (7)Чем холоднее на улице, тем более твёрдыми и хрупкими становятся снежинки и тем звонче хрустят под ногами. (8)Опытные наблюдатели природы умеют различать температуру воздуха на слух: они определяют её по хрусту снега.

(9)Но это не единственный звук, который может издавать снег. (10)В тихую морозную погоду при температуре ниже 49 градусов в холодных краях (например, в Якутии) можно услышать загадочное шуршание. (11)Сначала этот звук приписывали полярному сиянию, частому явлению в этих краях. (12)Однако потом учёные обнаружили, что эти шорохи издают кристаллики льда, которые сталкиваются друг с другом из-за дыхания человека в морозном воздухе. (13)Якуты называют это явление очень красиво — «шёпот звёзд». (14)Хотя на самом деле «разговаривают» не звёзды, а ледяные кристаллы.

(По О. Дворняковой)

Ответ

1. Лёд не молчалив.

2. Весёлый хруст под ногами.

3. «Шёпот звезд» ИЛИ Разговор кристаллов льда.

Задание 83

Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.

(1)Ещё в каменном веке люди подметили, что зёрна некоторых растений очень сытные. (2)Это были семена диких злаков: ржи, пшеницы, ячменя. (3)С давних пор хлеб — это основа жизни, чудесный дар земли. (4)Но чтобы получить его, нам, людям, нужно приложить огромный труд.

(5)На Руси в начале одиннадцатого века появился кислый ржаной хлеб из дрожжевого теста. (6)Каждая семья пекла такой хлеб в домашней печи.

(7)Хозяйка просыпалась пораньше, месила тесто и ставила его в не остывшую с вечера печь. (8)Процесс был трудоёмким, но уже через полчаса поспевал пышущий жаром каравай. (9)О том, как любили в России ржаной хлеб, свидетельствует письмо одного из приятелей Пушкина. (10)Он писал Александру Сергеевичу из Франции: «Худо жить в Париже: чёрного хлеба не допросишься».

(11)Белый пшеничный хлеб часто выпекался в виде пышных калачей. (12)Калачи по форме похожи на замо́к с круглой дужкой. (13)Горожане могли купить калач на улице и там же съесть, держа за эту дужку-ручку. (14)Руки перед едой на улице не помоешь, поэтому ручку в пищу не употребляли, а отдавали нищим или крошили птичкам. (15)О тех, кто не брезговал есть ручки от калача, говорили: дошёл до ручки.

(По Э. Емельяновой)

Ответ

1. Хлеб — основа жизни.

2. На Руси любили ржаной хлеб.

3. Калач как вид белого хлеба.

Задание 84

Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.

(1)Если вы будете внимательно рассматривать цветы, то обязательно заметите, что многие из них похожи на бабочек. (2)Лепестки цветов — чем не крылья бабочек? (3)Они так же воздушны, нежны и великолепно окрашены. (4)Несмотря на то что бабочки — это насекомые, а цветок — часть растения, сходство очевидно.

(5)Когда светит солнце, цветы раскрываются. (6)Бабочки, пчёлы и другие насекомые порхают в прозрачном тёплом воздухе. (7)Но как только начинается дождь и становится прохладно, бо́льшая часть цветков закрывается. (8)Бабочки прячутся, пчёлы остаются в ульях. (9)И цветы, и насекомые — все любят свет и тепло.

(10)Цветы дают насекомым сладкий нектар, из которого пчёлы делают душистый мёд. (11)Кроме нектара пчёлы собирают ещё и пыльцу, чтобы кормить личинок. (12)В то же время большинство цветов не могли бы образовывать плоды и семена, если бы не было насекомых. (13)Ведь, когда насекомые забираются в цветок, они измазывают своё мохнатое тельце пыльцой. (14)Потом переносят её в другой цветок, на рыльце пестика. (15)Так, сами того не замечая, насекомые опыляют цветы. (16)Цветы и насекомые созданы друг для друга, они связаны неразрывными узами.

(По Г. Громану)

Ответ

1. Цветы похожи на бабочек.

2. Цветы и насекомые любят тепло и солнце.

3. Цветы и насекомые созданы друг для друга.

Задание 85

Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.

(1)Весной тёплые туманы стали подтачивать льдины. (2)А когда совсем потеплело, с береговым ветром прилетела на палубу красивая бабочка. (3)Я поймал её, принёс в каюту и стал вспоминать, как весной в лесу зяблики поют и на полянах бегают ёжики. (4)«Хорошо бы, — думаю, — ёжика изловить!» (5)Только где его в северном море отыщешь? (6)Завёл я во время плавания в море маленького осьминожка: он с рыбой в сетях запутался.

(7)Осьминожек стал жить у меня в банке из-под варенья. (8)Я что-нибудь делаю, а он за камушком притаится и за мной подглядывает. (9)Камушек серый — и осьминожек серый. (10)Солнышко его осветит — жёлтым станет. (11)Осьминоги умеют маскироваться, менять окраску. (12)А ёжик так не умеет, он только колется и фыркает. (13)Однажды я банку с осьминожком на шахматную доску поставил, и осьминожек не знал, каким быть — белым или чёрным, а потом разозлился и покраснел.

(14)Но я его больше не злил. (15)Когда наступило настоящее лето, я выпустил осьминожка на подводную полянку, где помельче и вода потеплее: ведь он ещё совсем маленький!

(По Г. Снегирёву)

Ответ

1. Как в каюте появился осьминожек.

2. Как осьминожек маскировался.

3. Осьминожек вернулся в море.

Задание 86

Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.

(1)Не только животные должны быть преданы своим хозяевам. (2)Милорд был моей собакой. (3)Утром я опускал на пол босые ноги, и тут же из-под кровати вылезал Милорд и лизал меня в пятку. (4)Мы всегда были вместе.

(5)Однажды в лесу Милорда укусила ядовитая змея, и задние лапы у него отнялись. (6)Месяц я носил его к ветеринару на уколы. (7)Уколы ужасные, но лапы теперь двигались. (8)Всё вроде было по-старому, изменилось одно: он не лизал меня утром в пятку, перестал ходить за мной тенью. (9)Я переживал страшно, а Милорд боялся меня: он думал, что я вдруг схвачу его и снова потащу на укол.

(10)Тогда была осень, и наш двор был засыпан кучами листьев. (11)Милорду нравилось залезать в эти кучи, ему казалось, что там кто-то шуршит. (12)Он разгребал листья лапами, фыркал, кидался в золотистую глубину. (13)Я тоже делал вид, что там кто-то есть, и вместе с Милордом накидывался на листья, разгребал их, разбрасывал в разные стороны. (14)Иногда я запрятывал в листья кусок сахару, и в полном восторге мы находили его. (15)И однажды я опустил с кровати босые ноги и почувствовал — пятку мою лизнули.

(По Ю. Ковалю)

Ответ

1. Любимая собака Милорд.

2. Ужасные уколы.

3. Осеннее развлечение. ИЛИ Общая радость.

Задание 87

Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.

(1)Плещеево озеро находится в старинном городе Переславле-Залесском. (2)Оно глубокое и широкое, с одного берега едва виден другой. (3)Плещеево озеро называют «колыбелью русского флота». (4)В конце XVII века царь Пётр Первый приказал заложить здесь корабельные верфи. (5)Он с увлечением работал на них с раннего утра до поздней ночи. (6)В новой, только что срубленной избе, пахнущей смолой, молодой царь разрабатывал чертежи судов разного типа. (7)Работа кипела, по чертежам были построены корабли.

(8)В 1692 году первые из построенных кораблей были торжественно спущены на воду и готовы для «водяной потехи». (9)На самом крупном из них — «Марсе» — было установлено до тридцати пушек. (10)Во время спуска кораблей в озеро «потешное войско» молодого царя палило из пушек, приветствуя рождение русского флота. (11)На мачтах взвились вымпелы, поднялись паруса, и новая флотилия отправилась в поход вокруг берегов огромного озера. (12)В мечтах Пётр Первый видел первые настоящие морские победы.

(13)Став императором, Пётр Первый часто вспоминал о своём первом флоте и издал указ о его сохранении. (14)Прошли годы. (15)Флотилия была уничтожена пожаром. (16)До наших дней уцелел лишь один такой корабль — «Фортуна».

(По Л. Феоктистову)

Ответ

1. Корабельные верфи на Плещеевом озере.

2. Первый флот Петра Первого.

3. Судьба первого флота.

Задание 88

Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.

(1)В наш век уже никто не сомневается, что совсем скоро человек устремится к иным планетам. (2)Но чтобы лететь к новым мирам, космонавтам надо дышать, есть и пить. (3)А космический корабль, несмотря на свои колоссальные размеры, имеет совсем немного места для груза. (4)Буквально каждый килограмм прибавляет к стоимости полёта полмиллиона рублей! (5)Поиск эффективных способов производства еды в космосе — насущная проблема науки.

(6)Русский учёный Константин Циолковский ещё сто лет назад предложил использовать в полётах водоросль хлоре́ллу. (7)Её химический состав удивителен: половина — это белки́, вторая половина — витамины A, B, C, D! (8)Выловленная из воды и подсушенная на специальных сушилках хлорелла — готовый к употреблению высококалорийный продукт. (9)Учёные проводили много опытов и установили, что «выращивать» хлореллу можно и без солнца, только на специальном питательном растворе. (10)В космосе хлорелла уже побывала вместе с Белкой и Стрелкой. (11)Сибирские учёные также провели интересный эксперимент: 30 дней испытатель находился в герметичной кабине, соединённой с капсулой-оранжереей. (12)В оранжерее выращивалась хлорелла, которая давала испытателю кислород и еду.

(13)Так учёные доказали, что в космосе хлорелла может служить источником кислорода и питания для человека. (14)Теперь специалисты называют хлореллу «космической водорослью», зелёным посланцем Земли.

(По В. Ивченко)

Ответ

. Питание человека в космосе — насущная проблема науки.

2. Полезные свойства хлореллы.

3. Хлорелла — космическая водоросль.

Задание 89

Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.

(1)Липа — верный спутник и друг человека. (2)О многом могло бы рассказать это дерево, потому что доживает оно до глубокой старости. (3)Липовый лист имеет форму человеческого сердца. (4)Издревле он считался символом свободного человека. (5)Наши предки были уверены, что липа способна навевать им хорошие мысли. (6)Они считали её священным деревом и поэтому обязательно сажали в тех местах, где было необходимо проявлять особую мудрость. (7)Например, там, где проходили народные собрания.

(8)В липе не содержится никаких горьких, смолистых или ядовитых веществ. (9)Цветущая липа источает сладость, и великолепный запах распространяется во все стороны. (10)Пчёлы трудятся неутомимо над липовым цветом. (11)Низкий жужжащий звук заполняет всё дерево, и обильно течёт в цветах нектар. (12)Липовый мёд считается особенно ценным и полезным. (13)Люди собирают и сушат липовый цвет. (14)Из него хорош чай, который согревает и очищает кровь.

(15)Древесина липы — мягкая и белая — особенно хороша для резьбы по дереву. (16)Из неё сделано много великолепных произведений искусства. (17)А из коры липы получают лыко, из которого издавна плели лапти, корзины, вили верёвки.

(По Г. Громану)

Ответ

1. Липа — верный спутник и друг человека.

2. Липовый цвет и мёд.

3. Как человек использует древесину липы.

Задание 90

Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.

(1)Когда-то подсолнечник очень почитался жителями древней Южной Америки. (2)Его назвали «цветком солнца», отливали из чистого золота и помещали в храмах. (3)Когда в Америку нахлынули испанцы, они заинтересовались подсолнечником и увезли его семена в свою страну. (4)Испанская знать была в восторге от «солнечного цветка». (5)Знатные дамы украшали им платья, вплетали в замысловатые причёски. (6)Из Испании мода на подсолнечник перекочевала во все страны Европы; в Россию его привёз Пётр I.

(7)В России поначалу повторилась та же история: в подсолнечнике видели только красивое растение, пока кто-то не попробовал выжать из его семян масло. (8)Масло получилось отменное. (9)С тех пор в южных губерниях России многие крестьяне принялись возделывать на полях подсолнечник. (10)Но вот беда: семена были мелкими и масла давали мало. (11)Восполнять этот недостаток пришлось русским крестьянам. (12)Год за годом они отбирали для посева крупные семена, пока не создали урожайные сорта подсолнечника. (13)На это ушли десятилетия. (14)Русскими сортами подсолнечника заинтересовались во многих странах Европы и Америки и стали разводить их для получения масла.

(15)Так русский потомок «солнечного цветка» возвратился на родину своих предков — в Америку, только уже в качестве полезного пищевого продукта.

(По Н. Осипову)

Ответ

1. Необычная красота «цветка солнца».

2. Подсолнечное масло и урожайные сорта «цветка солнца».

3. Возвращение «цветка солнца» в Америку.

Похожие посты