Меню Закрыть

ВПР Русский язык 4 класс. Составление плана текста, задания 21-30

Задание 21

Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.

(1)Дети возвращались из леса, где они провели целый день. (2)Путь домой лежал через небольшой хуторок, что расположился в широкой долине, за несколько километров от села. (3)Уставшие дети едва дошли до хуторка. (4)Они заглянули в крайнюю хату попросить воды. (5)Из хаты вышла женщина, а с ней маленький мальчик. (6)Женщина достала из колодца воду, поставила ведро на стол посреди двора, а сама пошла в хату. (7)Дети напились воды, отдохнули на траве. (8)Где и силы взялись!

(9)Когда они отошли на километр от хуторка, Марийка вспомнила:

— А ведь мы не поблагодарили женщину за воду. — (10)Глаза девочки стали тревожными.

(11)Дети остановились. (12)В самом деле, они забыли поблагодарить.

— (13) Hy что же… — сказал Роман, — это небольшая беда. (14)Женщина уже и забыла, наверное. (15)Разве стоит возвращаться из-за такой мелочи?

— (16)Стоит, — сказала Марийка. — (17)Hy разве тебе не стыдно самому перед собой, Роман?

(18)Роман усмехнулся. (19)Видно, что ему не было стыдно.

— (20)Вы как хотите, — сказала Марийка, — а я вернусь и поблагодарю женщину…

— (21)Почему? (22)Ну, скажи, почему это нужно обязательно сделать? — спросил Роман… — (23)Ведь мы так устали…

— (24) Потому что мы люди…

(25)Она повернулась и пошла к хуторку. (26)За ней пошли остальные. (27)Роман постоял с минутку на дороге и, вздохнув, пошёл вместе со всеми.

— (28) Трудно быть человеком… — подумал он.

(По В. Сухомлинскому)

Ответ

Примерный план:

1) Путь домой через хуторок.

2) Забыли поблагодарить.

3) Трудно быть человеком…

Задание 22

Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.

(1)Я подбросил в костёр гнилое брёвнышко, не досмотрел, что изнутри оно населено рыжими муравьями.

(2)Затрещало бревно, вывалили муравьи и в отчаянье забегали, забегали поверху и корёжились, сгорая в пламени. (З)Я зацепил брёвнышко и откатил его на край. (4)Теперь муравьи многие спасались — бежали на песок, на сосновые иглы. (5)Но странно: они не убегали от костра. (6)Едва преодолев свой ужас, они заворачивали, кружились, и какая-то сила влекла их назад, к покинутой родине! (7)Были многие такие, кто опять взбегал на горячее брёвнышко, метался по нему, погибал там.

(По А. Солженицыну)

Ответ

Примерный план:

1. Брёвнышко оказалось в костре.

2. Я вытащил брёвнышко с муравьями из костра.

3. Муравьи не покидают свой дом.

Задание 23

Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.

(1)Есть такое выражение — «ледяное молчание». (2)Однако на самом деле лёд не так молчалив, как может показаться на первый взгляд.

(3)Пройдите в морозный день по снежной дорожке. (4)Вы услышите под ногами весёлый хруст. (5)Это не что иное, как звук ломающихся кристаллов. (6)Человек не слышит, как ломается одна снежинка, но тысячи маленьких кристалликов создают шум, который наше ухо прекрасно воспринимает. (7)Чем холоднее на улице, тем более твёрдыми и хрупкими становятся снежинки и тем звонче хрустят под ногами. (8)Опытные наблюдатели природы умеют различать температуру воздуха на слух: они определяют её по хрусту снега.

(9)Но это не единственный звук, который может издавать снег. (10)В тихую морозную погоду при температуре ниже 49 градусов в холодных краях (например, в Якутии) можно услышать загадочное шуршание. (11)Сначала этот звук приписывали полярному сиянию, частому явлению в этих краях. (12)Однако потом учёные обнаружили, что эти шорохи издают кристаллики льда, которые сталкиваются друг с другом из-за дыхания человека в морозном воздухе. (13)Якуты называют это явление очень красиво — «шёпот звёзд». (14)Хотя на самом деле «разговаривают» не звёзды, а ледяные кристаллы.

(По О. Дворняковой)

Ответ

Примерный план:

1. Что означает выражение «ледяное молчание»?

2. Как ломаются снежинки?

3. Как разговаривают ледяные кристаллы?

Задание 24

Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.

(1)Великий русский учёный Михаил Васильевич Ломоносов с детства был очень любознательным. (2)Всё волновало пытливый ум: откуда появляются тучи? (3)Почему луна меняет свой облик, превращается в месяц, а потом становится круглой? (4)Что за таинственное сияние загорается в зимние ночи на небе? (5)А что в самом центре Земли находится?

(6)Грамотные люди подсказали мальчику, что надо прочитать много книг, чтобы получить глубокие знания. (7)Отец Ломоносова хотел, чтобы сын продолжал его рыбацкое дело, но Михаил мечтал учиться. (8)В 19 лет он зимой, пешком ушёл в Москву, чтобы сесть за парту с детьми вдвое младше него. (9)Ломоносов учился так усердно и успешно, что его отправили в Петербург, а потом за границу, к передовым учёным того времени. (10)Множество наук изучил Ломоносов, но так и не получил ответы на свои детские вопросы.

(11)И тогда, вернувшись в Россию, он стал отвечать на эти вопросы сам. (12)Мы и сегодня пользуемся его открытиями в физике, химии, астрономии, геологии. (13)Главный университет страны основан Ломоносовым и носит его имя. (14)Не теряйте своей любознательности, оставайтесь верными своей мечте — и тогда вы тоже сможете совершить свои великие открытия!

(По В. Воскобойникову)

Ответ

Примерный план:

1. Какие вопросы волновали маленького Ломоносова?

2. Как желание учиться и трудолюбие помогло Ломоносову осуществить мечту?

3. Верность мечте и любознательность лежат в основе великих открытий.

Задание 25

Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.

(1)Самая удивительная особенность многих зверей, птиц, рыб и насекомых — это умение сливаться с окружающим фоном для своей маскировки. (2)Нападающим это необходимо для того, чтобы как можно незаметней подобраться к добыче, а тем, на кого нападают, чтобы скрыться самим и спрятать своих детёнышей.

(3)Камбала — одна из рыб, которые живут на песчаном дне. (4)Питается хищница мелкими креветками и рыбой, червями и морскими пауками, а также проплывающими мимо рачками, которых может проворно схватить прямо в движении. (5)У неё довольно сильные и достаточно крупные зубы. (6)Камбала имеет тело плоской формы. (7)Оно позволяет ей охотиться в лежачем положении. (8)С таким телом более удобно прижиматься к грунту и плотнее прилегать ко дну.

(9)Глаза камбалы располагаются на верхней стороне тела, а у других рыб по бокам. (10)В районе глаз, в буроватой шкуре камбалы, размещены небольшие мешочки. (11)В них находится красящий пигмент. (12)В определённые моменты мешочки расширяются, и чешуя рыбы меняет свой цвет. (13)Это позволяет камбале практически «растворяться» на любом рельефе дна и его фоне.

(По материалам энциклопедии для детей)

Ответ

Примерный план:

1. Способность животных к маскировке спасает им жизнь.

2. Форма тела камбалы помогает ей охотиться.

3. Маскировочный пигмент находится в мешочках возле глаз камбалы.

Задание 26

Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.

(1)Музей не обязательно должен располагаться в каком-либо здании, во всём мире популярны музеи под открытым небом. (2)Конечно, никто не выставит под палящие лучи солнца, под дождь или снег картины или книги, но вот скульптура или архитектура гораздо устойчивее к капризам погоды. (3)Музеи под открытым небом существуют во многих русских кремлях, усадьбах, дворцово-парковых комплексах.

(4)Один из крупнейших таких музеев находится в подмосковной усадьбе «Архангельское». (5)В 18 веке ею владел род Голицыных, а затем она перешла к Юсуповым, богатейшему дворянскому роду в России. (6)Дворцы, театр, различные павильоны расположились в прекрасном огромном парке, разбитом на берегу Москвы-реки. (7)На парковых террасах, которые спускаются к реке, разместилось редкое собрание скульптуры. (8)В парке сохранилась и церковь удивительной красоты. (9)Церковь Михаила Архангела была построена в 17 веке, она и дала название всей усадьбе.

(10)Деревянные здания не так долговечны, как каменные, а ведь среди них тоже немало замечательных произведений искусства. (11)Как же их сохранить? (12)В 20 веке в России появилось много музеев деревянного зодчества. (13)В специально отведённое место свозились из глухих деревень, с окраин городов чудом уцелевшие древние деревянные церкви, избы, хозяйственные постройки. (14)Их сначала разбирали по брёвнышку, потом осторожно перевозили и заботливо собирали на новом месте. (15)Так возникло множество музеев: «Тальцы» под сибирским городом Иркутском, Кижи в Карелии, «Щёлоковский хутор» в Нижнем Новгороде.

(По Е. В. Широниной)

Ответ

Примерный план:

1. Музеи под открытым небом.

2. «Архангельское» – крупнейший музей под открытым небом.

3. Появление музеев деревянного зодчества.

Задание 27

Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.

(1)Ни для кого не секрет, что зрение человека несовершенно. (2)Что делать тем людям, чьи глаза по разным причинам утратили привычную зоркость? (3)Тогда на помощь глазам приходят оптические приборы. (4)Например, очки или контактные линзы. (5)Первые очки появились в 1280 году, их изготовил итальянский физик Сальвино дель Армати. (6)Они состояли из двух выпуклых стеклянных линз, увеличивающих предметы, — так люди могли их лучше видеть. (7)Чтобы дольше сохранять линзы, их поместили в ободки, которые соединили подобно ножницам.

(8)Вроде бы простое дело — носить очки. (9)Но триста лет подряд конструкторы искали способ приладить их к глазам. (10)Сначала был в ходу монокль — одно стекло на длинной рукояти. (11)Потом начали шлифовать большие двойные стёкла — бинокли, прикрепляя к ним две ручки. (12)Такой бинокль можно было надеть на нос. (13)Позже пытались соединить очки и шляпу. (14)Вшивали очковые стёкла в ременный поясок, который завязывали на затылке, словно карнавальную маску, или приделывали пружины, прижимавшиеся к вискам, оправляли стёкла в железные кольца и соединяли перемычкой. (15)И наконец приспособили к очкам заушины, почти так, как это делается в наше время.

(16)Идея коррекции зрения с помощью контактных линз принадлежит великому художнику Леонардо да Винчи. (17)В 18 веке её применили на практике учёные-естествоиспытатели. (18)На глаза нанесли слой прозрачного геля, который, как и стеклянная линза, позволил устранить дефект зрения.

(По О.В. Артёмовой)

Ответ

Примерный план:

1. Оптические приборы приходят на помощь глазам.

2. История возникновения очков.

Задание 28

Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.

(1)В музеях хранятся не только произведения искусства, исторические памятники и вещи, связанные с жизнью знаменитых людей. (2)Существует множество необычных музеев, собравших самые невероятные коллекции. (3)Пётр I обратил внимание на то, что при многих королевских и княжеских дворах Европы есть кунсткамеры — залы, где выставлены коллекции всяческих редкостей.

(4)Пётр решил взять с европейцев пример и в 1714 году основал в Петербурге свою Кунсткамеру — первый российский общедоступный музей. (5)Кунсткамера возникла как собрание разнообразных диковинок. (6)Там были и чучела птиц и рыб, и коллекции разных камней и минералов, и образцы народных костюмов, и старинные вещи, и даже… живые экспонаты. (7)Для Кунсткамеры построили особое здание, в нём этот старейший российский музей размещается и сегодня. (8)Замечательно, что император постановил не брать платы с посетителей. (9)Напротив, чтобы они чаще ходили в Кунсткамеру, их ещё и угощали «на иноземный манер» кофе и цукербродами (пирожными). (10)«Следует охотников приучать и угощать, а не деньги с них брать», — считал Пётр I.

(11)Во многих российских городах есть необычные музеи. (12)В Туле — Музей самоваров, в Суздале — Музей огурца, в Мышкине — Музей мыши. (13)В старинном русском городе Переславле-Залесском есть Музей чайника, Музей утюга, Музей масок. (14)В Москве работает удивительный музей «Русские валенки», в котором представлена коллекция расписных валенок. (15)В музее подробно оказывают все этапы изготовления этой зимней обуви.

(По Е. В. Широниной)

Ответ

Примерный план:

1. Пётр I обратил внимание на необычные музеи.

2. Основание Кунсткамеры.

3. Необычные музеи России.

Задание 29

Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.

(1)Дети постоянно дразнятся и показывают друг другу языки. (2)Но для змеи высовывание языка изо рта имеет совершенно другое значение. (3)Ей этот процесс жизненно необходим. (4)Змеиный язык является органом чувств. (5)Поводив высунутым языком пару секунд, змея захватывает им мельчайшие частички воздуха. (6)Они помогают ей понять, что, например, недавно здесь пробегала мышка, ещё одна вкусная добыча. (7)С помощью своего языка змея может воспринимать запахи на очень близком расстоянии. (8)Обычным обонянием она пользуется, когда ей хочется узнать запах на дальнем расстоянии.

(9)Чтобы язык попал наружу, змее нет необходимости постоянно открывать пасть: язык проскальзывает в отверстие в верхней челюсти.

(10)Что касается ядовитости змей, то язык для них является лишь органом обоняния, и поэтому ядовитым быть никак не может. (11)Зато зубы у некоторых змей ещё какие ядовитые! (12)На зубах ядовитой змеи имеются бороздки или полые каналы. (13)Когда змея кусает, то из её ядовитых желёз выделяется яд и через эти каналы он попадает в кровь жертвы. (14)Но не все змеи могут поразить ядом при укусе. (15)Например, ошейниковая кобра ядом выстреливает, целясь прямо в глаз противнику. (16)Причём этот ядовитый выстрел может быть произведён на расстоянии до двух метров. (17)В случае попадания противник слепнет.

(По материалам энциклопедии для детей)

Ответ

Примерный план:

1. Высовывание языка для змей жизненно необходимо.

2. Как змея высовывает язык?

3. В языке змеи нет яда.

Задание 30

Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.

(1)Среди большого поля стоит маленькая хатка. (2)Её построили для того, чтобы люди могли укрыться и посидеть в тепле в ненастье. (3)Однажды среди летнего дня небо вдруг обложили тучи, пошёл дождь. (4)В поле в это время были трое мальчиков. (5)Они вовремя спрятались от дождя и смотрели, как с неба льют потоки воды. (6)Вдруг они увидели: к хатке бежит мальчик лет десяти. (7)Они не знали его, мальчик был из соседнего села. (8)Он промок до нитки, замёрз так, что у него зуб на зуб не попадал.

(9)И вот самый старший из тех, кто убежал от дождя и сидел в сухой одежде, сказал:

– (10)Как это плохо, что ты, мальчик, попал под дождь и теперь дрожишь от холода. (11)Мне очень жаль тебя…

(12)Второй мальчик тоже произнёс красивые и жалостливые слова.

– (13)Наверно, страшно очутиться в такую погоду среди поля. (14)Я сочувствую тебе, мальчик…

(15)А третий не сказал ни слова. (16)Он молча снял свою рубашку и отдал дрожащему от холода мальчику.

(17)Красивы не красивые слова. (18)Красивы красивые дела.

(По В. А. Сухомлинскому)

Ответ

Примерный план:

1. Маленькая хатка среди поля.

2. Мальчик промок.

3. Красивы красивые дела.

Похожие посты