Меню Закрыть

ОГЭ по русскому языку 2019. Васильевых. 50 вариантов. Вариант 5

ОГЭ по русскому языку 9 класс 2019 года И. П. Васильевых, Ю. Н. Гостева (50 вариантов) – Вариант 5

При написании данной работы “ОГЭ по русскому языку 2019. Васильевых. 50 вариантов. Вариант 5” было использовано пособие “ОГЭ 2019. Русский язык. 50 вариантов. Типовые тестовые задания от разработчиков ОГЭ  И. П. Васильевых, Ю. Н. Гостева, 2019 год”.

Часть 1


Задание 1

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения – не менее 70 слов.

Текст изложения

Самые хорошие поступки те, которые определяются не внешними рекомендациями, а душевной необходимостью, которая особенно хороша, когда безотчётна. Надо поступать правильно не думая, не размышляя долго. Безотчётная душевная потребность поступать хорошо, делать людям добро — самое ценное в человеке.

Но душевная потребность эта не всегда присуща от рождения. Она воспитывается в человеке, и воспитывается в основном им же самим — его решимостью жить в соответствии с добром и правдой. А в дальнейшем человек живёт по велению совести интуитивно, всегда находит правильные решения не задумываясь, не заглядывая в книжки.

Мы учимся ездить на велосипеде, сначала следуя определённым правилам, но вскоре мы уже ездим, не думая ни о каких правилах, и ездим хорошо и свободно всю жизнь. Жить гораздо сложнее, чем ездить на велосипеде, поэтому и правил больше. Но они нужны только в начале пути. Овладев этими правилами, мы ходим путями добра так же просто и безотчётно, как ходим вообще. Тропинки и дороги нашего прекрасного сада, который зовётся окружающим миром, легки и удобны, встречи на них приятны и интересны, если все наши решения идут прямо от сердца.

(ПоД.С. Лихачёву)

Ответ
№ абзаца Микротема
1 Самое ценное в человеке — это безотчётная потребность делать людям добро.
2 Эта потребность не всегда дана от рождения, она воспитывается в основном самим человеком, стремящимся жить в соответствии с добром и правдой, впоследствии же он живёт по велению совести интуитивно.
3 Правила нужны только в начале жизненного пути, а потом мы ходим путями добра безотчётно, и, если наши решения идут от сердца, нам легко, приятно и интересно в окружающем мире.

Часть 2

Прочитайте текст выполните задания 2-15

(1)Толик появился в нашем дворе внезапно: две сестры Плотниковы съехали, а Толик с братом приехали. (2)Брат его Витька был значительно старше и не особенно вникал в наши дела, а мы с Толиком как раз совпали: он был старше меня года на два и стал самым верным, самым лучшим другом. (3)Мы вместе стреляли из самопалов и мечтали о кораблях на воздушной подушке.

(4)Толик увлекался машинами: у его отца была большая «Волга», и в их гараже была оборудована глубокая бетонная яма, чтобы к машине было удобно подобраться снизу и подкрутить там гайки. (5)Мы с ним любили спускаться в подземелье гаража — там, в полутьме, можно было стоять под «Волгой» в полный рост, её брюхо было вверху, как брюхо небесной коровы, богини Нут из египетской мифологии, о которой мы читали в школе.

(6)Вокруг «Волги» стояли книжные шкафы: там лежали пачки журналов. (7)Но были и книги. (8)У родителей Толика была большая библиотека, и в гараж они относили уже «лишние» книги, например сказки. (9)Была там и книжка с радугой на обложке: «Дорогие мои мальчишки» Льва Кассиля — про Синегорье, волшебную страну мастеров. (10)Я зачитывался этой книгой и воображал нас с Толиком мастерами из этой страны.

(11)От таких изысков наша семья была далека: у нас на этажерке стоял Пришвин с картинками, где были изображены бобры, занятые строительством плотины, книга до того читаная-перечитаная, что бобры эти казались уже родными. (12)А Толик на день рождения подарил мне двухтомник Джеймса Олдриджа — роман «Последний изгнанник». (13)Хотя книга показалась мне трудной — о судьбе англичанина, который должен покинуть Египет, — я старался её читать. (14)Развалилась Британская империя, но у героя оставалась в Египте дружба и любовь. (15)Всё это было довольно сложно для человека десяти лет от роду, но я пытался одолеть роман.

(16)Толик появился в моей жизни, как сверкающая комета: вместо сомнительного дружка Петьки, который надо мной всё время подшучивал, у меня появился настоящий друг, который во всех делах принимал мою сторону, поддерживал мои начинания. (17)А то, что он был старше, а общался со мной, как с равным, придавало нашей дружбе оттенок благородства. (18)У Толика был тонкий гордый нос с горбинкой, который я считал признаком аристократизма, связывая его со стилем Толикиного общения — доброжелательного, неброского и высокого. (19)Мы жили с ним, как два благородных дона, увлекающихся техникой: читали журнал «Юный техник», где было так много интересного, что для себя я даже переименовал этот журнал, на обложке которого стояли буквы «ЮТ», в «Юра — Толик».

(20)В какой-то момент я вдруг понял, что Толик от нас уедет. (21)Отец его был крупным начальником, его переводили с места на место, и Толик успел поучиться в разных городах. (22)От сознания ужаса, что друг мой исчезнет так же внезапно, как появился, и неотвратимости беды я даже заплакал.

(23)Вскоре так и случилось: Толик уехал. (24)Был он рядом со мной недолго, но запомнил я его на всю жизнь. (25)Когда, уже будучи взрослым человеком, я начал писать рассказы о детстве, то вновь пережил это расставание, мне стало так же остро не хватать Толика. (26)Я узнал, что он живёт в Подмосковье, и, к счастью, мне удалось разыскать его через двадцать лет. (27)Мы встретились, и я, к моему удивлению, совсем не узнал его. (28)Он выглядел как обычный человек, которого я не выделил бы из толпы. (29)А он сказал, что узнал меня — по глазам… (30)И я понял, какого друга потерял в детстве: редко встретишь столь внимательного и чуткого человека, который двадцать лет помнит твой взгляд. (31)Толик стал заядлым автомобилистом: та самая «Волга», что стояла у них в гараже, эта небесная египетская корова, определила его судьбу.

(32)Больше мы с ним не встречались. (33)Но я так же, как в детстве, люблю Джеймса Олдриджа, роман которого подарил мне на день рождения Толик. (34)Я перечитываю книги этого писателя и удивляюсь редкому сплаву ума и благородства в них. (35)Иногда я открываю книгу и вновь читаю дарственную надпись: «Юре от Толика». (36)Что может быть проще?

(37)Друг подарил мне целый мир.

(По ЮД. Нечипоренко*)

*Юрий Дмитриевич Нечипоренко (род. в 1956 г.) — русский прозаик, арт-критик, художнику культуролог.


Ответами к заданиям 2-14 являются цифра, слово, словосочетание, число или по- следовательность чисел. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Задание 2

В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему рассказчик считал Толика своим настоящим другом?»

  1. Благодаря Толику рассказчик понял, что Петька, с которым он раньше дружил, всегда над ним подшучивал.
  2. На день рождения Толик подарил рассказчику хорошую книгу.
  3. Толик с уважением относился к рассказчику и во всём его поддерживал.
  4. Рассказчику интересно было читать книги из библиотеки Толика.
Ответ

Предложение 3

Толик с уважением относился к рассказчику и во всём его поддерживал.


Задание 3

Укажите предложение, в котором нет сравнения.

  1. Толик увлекался машинами: у его отца была большая «Волга», и в их гараже была оборудована глубокая бетонная яма, чтобы к машине было удобно подобраться снизу и подкрутить там гайки.
  2. Мы с ним любили спускаться в подземелье гаража — там, в полутьме, можно было стоять под «Волгой» в полный рост, её брюхо было вверху, как брюхо небесной коровы, богини Нут из египетской мифологии, о которой мы читали в школе.
  3. Толик появился в моей жизни, как сверкающая комета: вместо сомнительного дружка Петьки, который надо мной всё время подшучивал, у меня появился настоящий друг, который во всех делах принимал мою сторону, поддерживал мои начинания.
  4. Мы жили с ним, как два благородных дона, увлекающихся техникой: читали журнал «Юный техник», где было так много интересного, что для себя я даже переименовал этот журнал, на обложке которого стояли буквы «ЮТ», в «Юра — Толик».
Ответ
 

Предложение 1

Толик увлекался машинами: у его отца была большая «Волга», и в их гараже была оборудована глубокая бетонная яма, чтобы к машине было удобно подобраться снизу и подкрутить там гайки.


Задание 4

Из предложений 27-30 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости — звонкости последующего согласного.

Ответ

взгляд


Задание 5

Из предложений 1-4 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется одно Н».

Ответ

оборудована


Задание 6

Замените просторечное слово «дружок» в предложении 16 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ

Дружок – приятель.


Задание 7

Замените словосочетание «книжные шкафы», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ

Книжные шкафы – шкафы для книг.


Задание 8

Выпишите грамматическую основу предложения 36.

Ответ

Что может быть проще.


Задание 9

Среди предложений 28-33 найдите предложение с обособленным распространенным приложением. Напишите номер этого предложения.

Ответ

(31)Толик стал заядлым автомобилистом: та самая «Волга», что стояла у них в гараже, эта небесная египетская корова, определила его судьбу.


Задание 10

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите все цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при обращении.

Я узнал,(1) что он живёт в Подмосковье,(2) и,(3) к счастью,(4) мне удалось разыскать его через двадцать лет. Мы встретились,(5) и я,(6) к моему удивлению,(7) совсем не узнал его. Выглядел он как обычный человек,(8) которого я не выделил бы из толпы. А он сказал,(9) что узнал меняпо глазам…

Ответ

3, 4, 6, 7


Задание 11

Укажите количество грамматических основ в предложении 5. Ответ запишите цифрой.

Ответ

4 грамматические основы:

(5)Мы с ним любили спускаться в подземелье гаража — там, в полутьме, можно было стоять под «Волгой» в полный рост, её брюхо было вверху, как брюхо небесной коровы, богини Нут из египетской мифологии, о которой мы читали в школе.


Задание 12

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

В какой-то момент я вдруг понял,(1) что Толик от нас уедет. Отец его был крупным начальником,(2) его переводили с места на место,(3) и Толик успел поучиться в разных городах. От сознания ужаса,(4) что друг мой исчезнет так же внезапно,(5) как появился,(6) и неотвратимости беды я даже заплакал.

Вскоре так и случилось: Толик уехал. Был он рядом со мной недолго,(7) но запомнил я его на всю жизнь. Когда,(8) уже будучи взрослым человеком,(9) я начал писать рассказы о детстве,(10) то вновь пережил это расставание,(11) мне стало так же остро не хватать Толика.

Ответ

3, 7


Задание 13

Среди предложений 11-19 найдите сложные предложения с последовательным подчинением придаточных. Напишите номера этих предложений.

Ответ

Предложения 13, 19

(13)Хотя книга показалась мне трудной — о судьбе англичанина, который должен покинуть Египет, — я старался её читать.

(19)Мы жили с ним, как два благородных дона, увлекающихся техникой: читали журнал «Юный техник», где было так много интересного, что для себя я даже переименовал этот журнал, на обложке которого стояли буквы «ЮТ», в «Юра — Толик».


Задание 14

Среди предложений 1-9 найдите предложение с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Ответ

Предложение 4

(4)Толик увлекался машинами: у его отца была большая «Волга», и в их гараже была оборудована глубокая бетонная яма, чтобы к машине было удобно подобраться снизу и подкрутить там гайки.


Задание 15.1

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания писателя и философа Александра Ивановича Герцена: «Нет мысли, которую нельзя было бы высказать просто и ясно ».

Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами А.И. Герцена.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов.


Задание 15.2

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Друг подарил мне целый мир».

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов.


Задание 15.3

Как Вы понимаете значение слова ДРУЖБА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишйте сочинение-рассуждение на тему: «Что такое дружба»,

взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающие Ваши рассуждения: один пример-аргумент возьмите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов.

Похожие посты