Меню Закрыть

ОГЭ по русскому языку 2019. Васильевых. 50 вариантов. Вариант 2

ОГЭ по русскому языку 9 класс 2019 года И. П. Васильевых, Ю. Н. Гостева (50 вариантов) – Вариант 2

При написании данной работы “ОГЭ по русскому языку 2019. Васильевых. 50 вариантов. Вариант 2” было использовано пособие “ОГЭ 2019. Русский язык. 50 вариантов. Типовые тестовые задания от разработчиков ОГЭ  И. П. Васильевых, Ю. Н. Гостева, 2019 год”.

Часть 1


Задание 1

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения – не менее 70 слов.

Текст изложения

Человек лишь тогда становится Человеком, когда он любит людей. Любовь к людям — это нравственная сердцевина любого из нас, и жить нужно так, чтобы наша нравственная сердце- вина была здоровой, чистой и сильной. Быть настоящим человеком — это значит отдавать силы своей души во имя того, чтобы люди вокруг тебя были красивее, духовно богаче; чтобы в каждом человеке, с которым ты соприкасаешься в жизни, оставалось что-то хорошее от тебя, от труда твоей души.

Любовь к людям — это наше неисчерпаемое богатство. Мы любим людей потому, что находим в этом радости для самих себя, своё человеческое счастье. В любви к людям каждый из нас утверждает себя как сына своего народа. Само понятие «народ» живёт лишь постольку, поскольку есть любовь к людям, поскольку каждый из нас отдаёт частицу себя для всеобщего блага.

Любовь — могучая воспитательница. Она делает человека чище, честнее, искреннее и строже в соблюдении нравственных устоев жизни. Если ты сумел открыть в себе способность любить, ты нашёл подлинное счастье жизни.

(По ВЛ. Сухомлинскому)

Ответ
№ абзаца Микротема
1 Настоящим человеком является тот, кто любит людей и дарит им силы и труд своей души.
2 Отдавая любовь людям, мы обретаем счастье и утверждаем свою принадлежность к народу; само понятие «народ» живёт, потому что каждый трудится для общего блага.
3 Способность любить делает человека высоконравственным и дарит подлинное счастье жизни.

Часть 2

Прочитайте текст выполните задания 2-15

(1)Сестра всемирно известного виолончелиста Мстислава Ростроповича Вера Леопольдовна вспоминала: «В детстве Славка очень любил конфеты, а я любила поспать и почитать. (2)А мы учились в музыкальной школе. (З)Славка только начинал, а я уже вовсю играла на скрипке. (4)И вот родители оставляют нас одних, прикрывают такие двустворчатые двери, уходят в соседнюю, чтобы не мешать мне заниматься: я должна быть примером для младшего братишки, с детства он должен видеть, что взрослые неустанно работают и я, старшая сестра, тружусь так же, как папа и мама. (5)Труд, труд и труд. (6)И они уходят, а я говорю одними губами: «Славаа, а у меня конфеты есть!» (7)Славка тут же образуется рядом. (8)Я даю ему конфет, беру книжку и с удовольствием углубляюсь в чтение. (9)А он, сообразительный малыш, уже знает, что делать: жуёт конфету, берёт мою скрипку, ставит её, как виолончель, между ног и начинает играть мой урок. (10)А я представляю, как родители удовлетворённо переглядываются, услышав мои быстрые пассажи.

(11)И ведь он выучил весь мой репертуар, он даже концерт Мендельсона играл, причём свободно, все сложные технические вещи. (12)Он играл так, что наш папа, профессор консерватории, так никогда и не догадался, что всё это играю не я и вообще не скрипач.

(13)Ему было лет, наверное, десять, когда он, влезши на табурет, стал на этом табурете делать ласточку, то есть весь растопырился и качается. (14)А я как раз вхожу и вижу: он стоит, представьте, в этой своей дурацкой ласточке, и качается, и смотрит на меня, и начинает падать, потому что табуретка под ним поехала. (15)И он шлёпнулся, и закричал, и заплакал, а он очень сдержанный, никогда он от боли не плакал, но сейчас плакал, потому что, оказывается, руку сломал. (16)Две косточки у основания кисти — пополам, я беру его руку, а она вот так висит на коже, ступенькой. (17)Тут и я заорала. (18)И какая рука! (19)Смычковая, правая!»

(20)Довоенные годы, семья музыкантов, талантливый ребёнок, чьё будущее выстраивается само собой, но он мимоходом ломает себе руку и… другая судьба. (21)Больница, гипс, месяц в гипсе, снимают и видят, что сломанные эти косточки срослись ступенечкой, как их сложили замечательные доктора, так они и срослись, и двигаться больше не могут. (22)Увы, конец вам, Мстислав Леопольдович, как виолончелисту. (23)Советская медицина тут бессильна. (24)Нет, вот парафин, массаж, гимнастика, со временем кисть будет даже шевелиться, но это, к сожалению, всё, что мы можем. (25)Не надо делать ласточек на табуреточках. (26)На музыке ставим крест.

(27)Отчаяние родителей, угрюмость пострадавшего. (28)Сопротивление материала.

(29)И тут он ушёл в себя. (30)Буквально. (31)Ото всех. (32)Он сидел и часами развивал эту руку. (33)Он выходил из себя, когда его пытались от этого занятия отвлечь, он топал на отвлекающих ногами. (34)А ведь достаточно было взглянуть на эту искривлённую лапку, чтобы понять: никогда не удастся взять ею смычок так, как положено. (35)А он кричал: «Не мешайте! (36)Мне надо заниматься, а она не работает!!!» (37)Он взял судьбу в свою руку. (38)И он поворачивал её миллиметр за миллиметром, и, вы знаете, вдруг однажды он ухватил ею смычок. (39)Да, не так как положено, но… (40)И ещё пуще набросился на эту калеку и терзал её, добиваясь, чтобы смычок поплыл в ней с нужным нажимом в любой его части.

(41)Я слышал и прежде, что весь успех Ростроповича в его особой технике, которую он изобрёл, чтобы всех победить. (42)Шпиль, которым обычно виолончель упирается в пол под углом, у него был повёрнут и поставлен вертикально, от чего инструмент ложится удобней. (43)А как он держал смычок? (44)Обычному музыканту и руку-то не вывернуть эдаким манером. (45)А он как-то вот так выворачивал, и уникальный получался звук. (46)И многие наповорачивали свои шпили, многие в отчаянии выкручивали себе руки, надеясь играть, как он. (47)Увы!

(48)Когда я его встретил, чтобы взять интервью, после первых же фраз я кинулся на оторопевшего Маэстро, вцепился в его несчастную правую руку, требуя показать. (49)Он снисходительно закатал рубашку и устрашающе подвигал до сих пор торчащими ступенькой косточками, как рычагами. (50)3нают ли неистовые последователи, что спрятано у Мстислава Леопольдовича под манжетой?

— (51)Да-да, меня не раз просили научить гак же держать руку. (52)Я отвечал: такую возможность вы уже упустили…

(По В.Б. Чернову* )

*Владимир Борисович Чернов (1939-2013 гг.)российский журналист, редактор.


Ответами к заданиям 2-14 являются цифра, слово, словосочетание, число или по- следовательность чисел. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Задание 2

В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Мстислав Ростропович стал выдающимся музыкантом?»

  1. Мстислав Ростропович начал серьёзно заниматься музыкой, чтобы развить руку, кости которой после травмы неправильно срослись.
  2. Стремление виолончелиста превзойти свою старшую сестру — известного музыканта — привело его к успеху.
  3. Родители Ростроповича сыграли определяющую роль в становлении его как виртуозного музыканта.
  4. Помимо таланта, Ростропович обладал необыкновенным упорством, способностью преодолевать любые трудности на пути к своей цели — виртуозному владению инструментом.
Ответ

Предложение 4

Помимо таланта, Ростропович обладал необыкновенным упорством, способностью преодолевать любые трудности на пути к своей цели — виртуозному владению инструментом.


Задание 3

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ирония.

  1. И ведь он выучил весь мой репертуар, он даже концерт Мендельсона играл, причём свободно, все сложные технические вещи.
  2. Довоенные годы, семья музыкантов, талантливый ребёнок, чьё будущее выстраивается само собой, но он мимоходом ломает себе руку и… другая судьба.
  3. Больница, гипс, месяц в гипсе, снимают и видят, что сломанные эти косточки срослись ступенечкой, как их сложили замечательные доктора, так они и срослись, и двигаться больше не могут.
  4. Шпиль, которым обычно виолончель упирается в пол под углом, у него был повёрнут и поставлен вертикально, от чего инструмент ложится удобней.
Ответ
 

Предложение 3

Больница, гипс, месяц в гипсе, снимают и видят, что сломанные эти косточки срослись ступенечкой, как их сложили замечательные доктора, так они и срослись, и двигаться больше не могут.


Задание 4

Из предложений 1-4 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением — «неполнота действия».

Ответ

прикрывают

Прикрывают – это неполное действие, то есть закрывают, но не до конца.


Задание 5

Из предложений 20-23 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН»

Ответ

сломанные / сломанный


Задание 6

Замените разговорное слово “дурацкой” в предложении 14 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ

Дурацкой – глупой, безумной, бестолковой.


Задание 7

Замените словосочетание “талантливый ребёнок“, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившиеся словосочетание.

Ответ

Талантливый ребёнок – ребёнок с талантом.


Задание 8

Выпишите грамматическую основу предложения 29.

Ответ

Он ушёл в себя.


Задание 9

Среди предложений 1-10 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номера этих предложений.

Ответ

(4)И вот родители оставляют нас одних, прикрывают такие двустворчатые двери, уходят в соседнюю, чтобы не мешать мне заниматься: я должна быть примером для младшего братишки, с детства он должен видеть, что взрослые неустанно работают и я, старшая сестра, тружусь так же, как папа и мама.

(9)А он, сообразительный малыш, уже знает, что делать: жуёт конфету, берёт мою скрипку, ставит её, как виолончель, между ног и начинает играть мой урок.


Задание 10

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите все цифры, обозначающие запятые при вводной конструкции (вводном слове).

Ему было лет,(1) наверное,<2) десять,(3) когда он,(4) влезши на табурет,(5) стал на этом табурете делать ласточку,(6) то есть весь растопырился и качается. А я как раз вхожу и вижу: он стоит,(7) представьте,(8) в этой своей дурацкой ласточке,(9) и качается,(10) и смотрит на меня,(11) и начинает падать,(12) потому что табуретка под ним поехала.

Ответ

1, 2, 7, 8


Задание 11

Укажите количество грамматических основ в предложении 15. Ответ запишите цифрой.

Ответ

4 грамматические основы:

(15)И он шлёпнулся, и закричал, и заплакал, а он очень сдержанный, никогда он от боли не плакал, но сейчас плакал, потому что, оказывается, руку сломал.


Задание 12

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Он сидел и часами развивал эту руку. Он вы ходил из себя,(1) когда его пытались от этого занятия отвлечь,(2) он топал на отвлекающих ногами. А ведь достаточно было взглянуть на эту искривлённую лапку,(3) чтобы понять: никогда не удастся взять ею смычок так,(4) как положено. А он кричал: «Не мешайте! Мне надо заниматься,(5) а она не работает!!!» Он взял судьбу в свою руку. И он поворачивал её миллиметр за миллиметром,(6) и,(7) вы знаете,(8)вдруг однажды он ухватил ею смычок.

Ответ

5, 6


Задание 13

Среди предложений 38-46 найдите сложноподчинённое предложение с однородным, неоднородным (параллельным) и последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Ответ

Предложение 42

(42)Шпиль, которым обычно виолончель упирается в пол под углом, у него был повёрнут и поставлен вертикально, от чего инструмент ложится удобней.


Задание 14

Среди предложений 6-12 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения.

Ответ

Предложение 11


Задание 15.1

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста Абрама Борисовича Шапиро: “Пунктуация, как один из основных элементов нашей письменной речи, входит в число тех средств, которые служат для выражения различных, весьма существенных сторон смысла текста“.

Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами А.Б. Шапиро.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов.


Задание 15.2

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения 37 текста: “Он взял судьбу в свою руку“.

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов.


Задание 15.3

Как Вы понимаете значение слова ЦЕЛЕУСТРЕМЛЁННОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: “Что такое целеустремлённость“, взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающие Ваши рассуждения: один пример-аргумент возьмите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов.

Похожие посты