Меню Закрыть

ВПР Русский язык 4 класс. Построение речевого высказывания, задания 31-40

Задание 31

Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли содержание текста. Запиши свой вопрос.

(1)Каждые три секунды на нашей планете съедают одну порцию мороженого! (2)Сейчас это самый любимый десерт детей и взрослых всего мира, поэтому в каждой стране есть занимательные истории о мороженом.

(3)Родиной мороженого считают Китай: там мороженое было лакомством императоров. (4)Тогда оно больше напоминало фруктовый лёд. (5)В Европу секрет рецепта мороженого привёз итальянский путешественник Марко Поло. (6)Оно долго оставалось государственной тайной Италии. (7)Затем знатная итальянка вышла замуж за французского короля и познакомила с мороженым Францию. (8)В Америке придумали вафельный стаканчик. (9)Как-то на ярмарке у продавца мороженого закончились бумажные блюдца, на которых он подавал свой товар. (10)Не растерявшись, он попросил у торговавшего рядом продавца его продукцию — горячие вафли. (11)Продавцы свернули вафли рожком и наполнили его мороженым, подарив миру новое лакомство.

(12)В России, где льдом и холодом никого не удивишь, тоже было своё мороженое. (13)В деревнях Сибири хозяйки замораживали молоко, потом мелко его стругали, посыпали ледяные стружки ягодами и подавали к столу.

Ответ

Примерные вопросы:

1. Как появилось мороженое?

2. Какие интересные факты о мороженом ты узнал?

Задание 32

Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли содержание текста. Запиши свой вопрос.

(1)Сотни лет люди спорили о происхождении Луны. (2)Однако сейчас основной версией считается теория гигантского столкновения. (3)По этой теории Луна сформировалась четыре с половиной миллиарда лет назад в результате столкновения колоссального, размером с Марс, метеорита с молодой Землёй. (4)Осколки метеорита и земной мантии были выброшены на околоземную орбиту, из них собралась Луна.(5) Формирование тела луны было стремительным. (6)Лунная поверхность на миллионы лет превратилась в океан жидкого камня.

(7)Из-за Луны в земных океанах происходят приливы. (8)Приливы тормозят вращение Земли вокруг её собственной оси. (9)По этой причине за каждые 120 000 лет наши сутки становятся на секунду длиннее. (10)Мы пока можем не беспокоиться, но через миллиарды лет у людей, если они ещё будут заселять Землю, солнечные сутки будут длиться около 1000 часов. (11) Это почти полтора нынешних месяца.

(12)Тысячи учёных досконально изучили образцы лунных камней и лунной почвы , которые привезли астронавты с Луны.

(13) Эти образцы дали им огромный объем сведений. (14) Но учёные так и не смогли подтвердить, что на Луне когда-либо была хоть какая-нибудь форма жизни.

Ответ

Примерные вопросы:

1. Как Луна влияет на Землю?

2. Почему Луна влияет на жизнь нашей планеты?

Задание 33

Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли содержание текста. Запиши свой вопрос.

(1)Древние люди выкладывали лабиринты на земле и рисовали их на камнях. (2)В Древнем Египте было найдено несколько построек с очень сложной системой комнат, переходов, залов, коридоров и лестниц. (3)Без проводника дорогу там не найти. (4)Постройку таких лабиринтов исследователи связывают с древнеегипетским культом мёртвых. (5)Лабиринт изображает сложный путь в потусторонний мир.

(6)Есть множество интересных примеров более поздних лабиринтов. (7)Во французском городе Шартр, на полу огромного собора выложен из камней рисунок лабиринта. (8)Диаметр этого лабиринта — 10 метров, а его длина составляет 261 метр. (9)Около 30 лабиринтов, выложенных из небольших валунов, есть на Белом море, на Соловецких островах. (10)Один из них очень интересно устроен. (11)В нём можно добраться до центра, а потом, не возвращаясь, выбраться из него.

(12)Во многих странах и сейчас существует интерес к лабиринтам. (13)Кто-то сооружает их из соломенных брикетов или выкладывает из камней. (14)А кто-то прорубает ходы в кукурузных полях после уборки початков или высаживает красивые кусты вдоль дорожек лабиринта.

Ответ

Примерные вопросы:

1. Почему с древности до наших дней у людей сохраняется интерес к лабиринтам?

2. Какие лабиринты стали тебе известны?

Задание 34

Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли содержание текста. Запиши свой вопрос.

(1)12 июня 1812 года в Россию вторгся опасный и сильный враг — громадная армия французского императора Наполеона Бонапарта. (2)Талантливый полководец и смелый авантюрист Наполеон сначала захватил власть во Франции. (3)Затем он завоевал почти всю Европу, кроме Англии, находящейся на островах. (4)И теперь направил свою огромную армию на Россию. (5)Наполеон был уверен в скорой победе.

(6) Одного не учёл Наполеон: в России ему противостояла не только армия. (7)Самым неожиданным врагом для французской армии стали русские крестьяне. (8)Поначалу их участие в войне было не слишком героическим: они просто уходили из деревень в леса, уводили с собой скот, уносили запасы зерна и сена. (9)Но даже такое поведение доставляло много проблем наполеоновской армии. (10)Французам негде было добыть продовольствие и корм для лошадей.

(11)Очень скоро продукты у французских войск закончились. (12)Вот тогда и начали крестьяне выходить из лесов. (13)Наполеоновские солдаты привыкли, что покорённые народы не оказывали им особого сопротивления. (14)Но русские мужики встретили их дубинками и вилами, они собирались в партизанские отряды и безжалостно громили французов при удобном случае. (15)Партизаны нападали на французские обозы, отнимали у врагов оружие, боеприпасы и продовольствие. (16)Потери французов от их действий оказались почти такими же, как на полях сражений.

Ответ

Примерные вопросы:

1. Почему французская армия потерпела поражение на территории России?

2. Как крестьяне помогли изгнать Наполеона с его многотысячной армией из России?

Задание 35

Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли содержание текста. Запиши свой вопрос.

(1)Реки бывают разные: мелкие и глубокие, неспешные и стремительные, большие и маленькие. (2)Но есть ещё реки не просто большие, а великие. (3)Их на свете совсем немного, потому что люди называют так лишь самые важные, самые дорогие и любимые реки, без которых немыслима история всего народа. (4)Для русского человека это, конечно, Волга. (5)О ней на Руси веками слагали песни и легенды, лучшие художники восхищались её красотой и величием. (6)А в народе Волгу всегда называли ласковым словом «матушка».

(7)Уже тысячи лет Волга кормит огромное множество народу, поит леса и луга, поля и сады, везёт на себе грузы. (8)Поэтому и называют её люди: «Волга-матушка, красавица, кормилица». (9)И слова эти звучат на волжских берегах не только по-русски, но и на многих других языках. (10)Россия — страна многонациональная, и на Волге с незапамятных времён живут разные народы. (11)Около 7−9 тысяч лет назад на Волге обосновались предки мордовцев, марийцев и удмуртов. (12)На щедрых приволжских землях они растили хлеб, ловили в реке рыбу, охотились. (13)А полторы тысячи лет назад перекочевали к Волге тюркские племена — татары, башкиры. (14)И всем им добрая река намного веков стала матушкой-кормилицей.

(15)Старые города на волжских берегах — хранители нашей истории. (16)Например, славный город Тверь, неподалёку от которого начинается Волга, 700 лет назад вполне мог бы стать столицей. (17)А в 15 веке тверской купец Афанасий Никитин отправился вниз по Волге по торговым делам и добрался до самой Индии. (18)Городок Мышкин, построенный на высокой круче над Волгой, назван так в честь обыкновенной мышки-норушки, которая в стародавние времена спасла местного князя Фёдора от смерти. (19)Он спал на лесной поляне, но был разбужен мышонком, пробежавшим по его лицу. (20)Фёдор рассердился. (21)Он хотел убить нахальное животное, но вдруг увидел большую гадюку, которая собралась его укусить. (22)Ярославль-самый древний из волжских городов, построен князем Ярославом Мудрым больше тысячи лет назад. (23)На гербе города изображён медведь. (24)Легенда говорит, что живущие в лесу волхвы*, желая прогнать Ярослава из этих мест, натравили на него медведя.(25)Но князь не испугался, принял бой и победил дикого зверя.

(по Н. Соломко)

*Волхвы — так в Древней Руси называли людей, которые занимались колдовством и магией.

Ответ

Примерные вопросы:

1. Почему русские люди с таким трепетом относятся к Волге?

2. Чем славится великая русская река Волга?

Задание 36

Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли содержание текста. Запиши свой вопрос.

(1)Детство первого в мире космонавта Юрия Гагарина выпало на тяжёлое послевоенное время. (2)Страна продолжала жить голодно, детям постоянно хотелось есть. (3)Поэтому в школе придумали завтраки: ученикам выдавали по 50 граммов хлеба, присыпанного сахаром.

(4)Эти кусочки нареза́ли в учительской, а потом учительница приносила их детям в класс. (5)Однажды она надолго заболела, и ребята вместо неё ответственным за хлеб назначили Юру Гагарина. (6)Что Юра самый честный, узнали ещё в четвёртом классе. (7)Тогда в морозную зиму многие, прибегая в класс, мечтали погреться у печки. (8)Но не все, кто приходил раньше других, освобождали тёплое местечко. (9)И только Юра сам всегда подзывал вошедшего: «Вставай сюда, погрейся!» (10)Поэтому Юре и доверили приносить порции хлеба для всех. (11)Иногда, чтобы получились равные порции, к ним подкладывали довесок — небольшой кусочек. (12)Юре очень сильно хотелось есть, но он ни разу не соблазнился чужим довеском, хотя никто бы не заметил, если бы мальчик съел один из них.

(13)Настоящие подвиги могут быть негромкими. (14)Гагарин, как любой мальчишка, мечтал кого-нибудь спасти из реки или огня. (15)Юра даже не догадывался, что в те минуты, когда он, голодный пятиклассник, нёс чужие завтраки в класс, он совершал настоящий подвиг.

(По В. Воскобойникову)

Ответ

Примерные вопросы:

1. Почему автор называет подвигом то, что Юра Гагарин носил чужие завтраки в класс?

2. Почему именно Юре доверили носить хлеб одноклассникам?

Задание 37

Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли содержание текста. Запиши свой вопрос.

(1)Можно мечтать о подвиге и ничего не делать, но такой мечтатель не станет героем. (2)К подвигу надо готовить себя с детства.

(3)Великий полководец древности Александр Македонский был сыном царя, он жил во дворце, спал на мягкой постели, его кормили лучшими кушаньями. (4)Юный наследник мог бы вырасти слабым. (5)Но мальчик не желал привыкать к роскоши, он мечтал стать выдающимся воином. (6)Настоящие воины совершают долгие походы, спят на жёсткой холодной постели — юный царь приказал, чтобы его постель была жестка и неуютна. (7)Во время войны не до пышных пиров — Александр стал приучать себя к простой и скромной пище. (8)Хорошие воины лучше всех владеют оружием и отлично ездят верхом — Александр тренировался каждый день.

(9)Прекрасная физическая подготовка — это ещё не всё. (10)Чтобы командовать воинами, нужен глубокий и ясный ум. (11)Когда отец пригласил для сына лучшего учителя — великого философа Аристотеля, мальчик сказал: (12)«Учи меня как следует: я хочу превосходить других не только силой, но и знаниями!» (13)Аристотель старательно передавал ученику свои знания, а Александр мгновенно всё запоминал. (14)Он освоил науку о разных землях и странах, науку о том, как управлять государством, и даже медицину!

(По В. Воскобойникову)

Ответ

Примерные вопросы:

1. Почему Александр Македонский много трудился, чтобы стать настоящим полководцем?

2. Что надо делать, чтобы готовить себя к подвигам?

Задание 38

Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли содержание текста. Запиши свой вопрос.

(1)Какими только не бывают дома! (2)Есть малюсенькие дома, они напоминают телефонную будку. (3)Такой домик построил садовник из Мордовии. (4)Но всё в этом домике, как в настоящем доме: отопление, окна, телевизор, даже есть где посидеть. (5)Скоро его владелец научит дом «ложиться на бок», тогда в нём и спать можно будет.

(6)А может, дом должен быть огромным, как у одного индийского бизнесмена? (7)В доме есть место для трёх вертолётных площадок, парковка для ста шестидесяти автомобилей и кинозал для полсотни человек. (8)Хозяин говорит, что большой дом ему необходим, чтобы в нём собиралась и отдыхала многочисленная семья.

(9)Бывают дома, похожие на ракушки, а бывают — как разноцветные коробки. (10)Есть жилища, которые не отличишь от камней или деревьев, а есть — словно летающие тарелки. (11)Но среди множества домов самый главный, самый лучший — родной дом. (12)«Обойди весь свет и вернись в свой дом», — советуют в Дагестане. (13)«Восток ли, запад, а дома лучше», — подтверждает немецкая мудрость. (14)«Свой дом — самое лучшее место», — согласны англичане. (15)Потому что «в родном доме и стены помогают» и «семья сильна, когда над ней крыша одна», — так говорят в России.

(По О. Колпаковой)

Ответ

1. Почему среди многообразия разных домов человек самым лучшим считает родной дом?

2. Из чего складывается отношение к дому?

Задание 39

Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли содержание текста. Запиши свой вопрос.

(1)Космонавты говорят, что Земля, если посмотреть на неё из космоса, не такая уж и большая. (2)И вот на этой небольшой Земле теплится жизнь природы. (3)И нигде её, может быть, больше нет. (4)Эта жизнь драгоценна! (5)А мы её часто не бережём.

(6)Весной мы ломаем целые веники вербы с барашками, огромные охапки черёмухи. (7)И вот уже вокруг городов не осталось больше черёмухи, вербы. (8)Их место заняли сорняки, крапива, ольха. (9)Мы стараемся поймать самых красивых птиц, а некоторые охотятся на птиц с рогаткой, собирают коллекции птичьих яиц, гоняют белок. (10)И вот рядом с нами уживаются только воробьи, вороны, галки и мыши. (11)Мы сами себя обделяем, обедняем, опустошаем.

(12)Не знаю, как вам, а мне при виде разорённых муравейников и ободранных берёз становится так стыдно, будто я сам это сделал. (13)Оглянитесь вокруг, посмотрите под ноги — везде жизнь таинственная и удивительная. (14)Она радует нас, удивляет и просветляет. (15)Мы должны любить, уважать и беречь природу, ведь без нашего внимания и помощи сама по себе она может не устоять.

(По Н. Сладкову)

Ответ

Примерные вопросы:

1. Почему надо беречь Землю?

2. Как нужно относиться к своей планете?

Задание 40

Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли содержание текста. Запиши свой вопрос.

(1)Никишин дедушка в свободное время любил на охоту ходить. (2)Он был хорошим охотником, знал все тайны леса. (3)Как-то он показывал своему внуку следы в лесу и сказал: «Собачьи следы всегда к жилью выводят. Собака по лесу бегает-бегает, но обязательно домой прибежит».

(4)Пришлось как-то Никише с ребятами возвращаться со станции в село прямой дорогой через зимний лес. (5)Хорошо бежится по первому снегу, а на снегу множество всяких следов. (6)Ребята не знают, чьи это следы, а бегают по ним: вдруг да лисицу где-то увидят или дикого козлика. (7)Бегали так они, бегали по следам – и заблудились. (8)Испугались ребята. (9)Кое-кто даже слезу пустил: «Как мы теперь выберемся, когда все тропинки снегом засыпало?»

(10)И вдруг Никиша увидел знакомые собачьи следы. (11)Изо всех следов, которые ему дед показывал, мальчик только эти запомнил. (12)Долго шли ребята по этим следам и вышли к жилью, к лесниковой сторожке. (13)Домой Никиша пришёл усталый, но счастливый. (14)Он обнял дедушку и принялся тихо шептать ему на ухо о пережитом приключении. (15)И наверное, спасибо говорил милому дедушке.

(По Е. Пермяку)

Ответ

Примерные вопросы:

1. Как ребятам удалось найти путь к дому?

2. Почему Никиша был благодарен дедушке?

Похожие посты