Тема: “Деепричастие”
***
Время и люди немного оставили от некогда раскинувшейся здесь просторной хуторской усадьбы. Кое-где останки её выглядывали на поверхность камнем фундамента, осевшим от времени. Ольшаник, потеснив хуторское поле, подступил к самому двору. От колодца ничего не осталось. Вода, оказавшись без надобности, иссякла. На месте стоявшей здесь хаты тянулась к свету дикая груша. С дороги ничего не указывало на бывшую усадьбу. Только одинокая липа, пристроясь возле бывших ворот, одиноко и уродливо удерживала ещё несколько мощных сучьев.
Прилетая из леса, птицы почему-то никогда не садились на её ветви. Вороны помнили что-то, чуя в изуродованном дереве дух несчастья, знак давней беды. И только тоненькая молодая рябинка, выбросив на свет считанные листочки, казалась гостьей из иного мира посреди заросшего травой подворья. Всё принадлежало здесь прошлому. И только человеческая память, превращая прошлое в нынешнее, связывает настоящее с будущим.
(По В. Быкову)
(134 слова)
Грамматические задания
- Выполните синтаксический разбор выделенных предложений.
- Выполните морфологический разбор причастия из первого предложения и деепричастия – из последнего предложения.
- Разберите по составу слова: считанные (листочки), в изуродованном (дереве).
Дерево детства
В предвоенные годы я каждое лето проводил в доме дедушки, уезжая в конце августа из деревни. Я ужасно переживал, что чегем-ский виноград только начинал румяниться. Спускаясь из Чегема, мы видели, что по дороге вниз виноград с каждым шагом делается всё чернее и спелее. Когда виноград начинал розоветь на деревьях Чегема, я ходил, задрав голову и вглядываясь в розовеющие гроздья, иногда принимая за почерневшую гроздь винограда прошлогодний пожухлый лист.
Однажды я всё-таки заметил, что виноград, свисающий с одной из верхних ветвей, почти спелый.
С большим трудом я добрался до первой ветки. Усевшись на ней верхом, стал соображать, как быть дальше. Гроздья завораживали взгляд: розовые, красные, чёрно-лиловые, уже поспевающие. Но добраться до них всё ещё было нелегко. Надо было пройти до конца ветки и там, ухватившись за виноградную гроздь, подтянуть её к себе.
(По Ф. Искандеру)
(136 слов)
Грамматические задания
- Выполните синтаксический разбор выделенных предложений.
- В первом абзаце во всех сложных предложениях подчеркните грамматические основы и обозначьте союз.
- Из последнего абзаца выпишите одно причастие и деепричастие и разберите морфологически.
- Выпишите глаголы с -ТЬСЯ и -ТСЯ, объясните написание.
Ледоход
Лёд трогается аккуратно каждую весну, но ледоход всегда составляет событие дня. Заслышав крик, вы стремительно бежите к мосту, как будто там совершается убийство или грабёж.
Свесившись через перила, вы глядите на реку, и вдруг разочарование! Вы ожидали треска и грохота, но ничего не слышите, кроме глухого, однозвучного шума, похожего на отдалённый гром. Вместо ломки, столкновений и дружного натиска вы видите безмятежно лежащие, неподвижные груды изломанного льда, наполняющего всю реку от берега до берега. Поверхность реки взрыта и взбудоражена. Воды не видно ни капли, а только лёд, лёд, лёд.
Ледяные холмы стоят неподвижно, но у вас кружится голова. Кажется, что мост вместе с публикой куда-то уходит. Вот одна большая льдина, упёршись о бок, долго не пускает мост бежать от неё. Вид у льдин грустный, унылый. Они будто осознают, что их гонят из родных мест куда-то далеко в страшную Волгу. Там они, насмотревшись ужасов, превратятся в ничто.
(По А.П. Чехову)
(145 слов)
Грамматические задания
- Выполните синтаксический разбор выделенных предложений.
- Подчеркните причастные и деепричастные обороты и укажите слова, к которым они относятся.
- Выпишите из текста слова с орфограммой “Слитное и раздельное написание НЕ-НИ в различных частях речи”.
- Выполните морфологический и морфемный (по составу) разбор любого причастия и деепричастия.
На рассвете
Проснувшись, я долго не мог сообразить, где я.
Надо мной, как гигантский шатер, расстилалось голубое небо, по которому тихо плыло и таяло сверкающее облако. Закинув голову, я мог видеть в вышине темную деревянную церковку, глядевшую на меня с высокой кручи. Недалеко от меня стоял какой-то незнакомый шалаш, а у самых моих ног плескалась река. Её таинственные берега стояли, прислушиваясь к шороху реки.
Когда на рассвете я укладывался здесь в ожидании парохода, вода была еще далеко, за старою лодкой. Теперь же река приплёскивала почти к самым моим ногам.
Река взыграла. Резвые струи бежали, толкаясь, кружась, свёртываясь воронками и развиваясь опять. Не на шутку разыгравшаяся река сильно обеспокоила всех ожидавших переправы. Но перевоз совершался как обычно. Голоса людей гремели и раскатывались над рекой.
Вскоре показался долгожданный пароход, мигая бледнеющими на рассвете огнями. Солнце давно золотило верхушки прибрежных лесов, а я, бессонный, сидел на верхней палубе и любовался новыми уголками, которые мне щедро открывала красавица-река.
(По В. Короленко)
(151 слов)
Грамматические задания
- Выполните синтаксический разбор выделенного предложения.
- Из последнего абзаца выпишите слова, в которых правописание приставки определяется правилом: “Если после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется буква, обозначающая глухой согласный звук, а если звонкий согласный, то буква, обозначающая звонкий согласный”.
- Из второго абзаца выпишите слово с чередующейся гласной в корне и слово с непроизносимой согласной и разберите их по составу.
- Найдите в тексте действительные причастия настоящего и прошедшего времени и обозначьте в них формообразующие суффиксы.
Комендант
В вагон, где находилась клетка с пеликанами, поместили новичка – ламу.
Петьке не хватило место у пони, поэтому бедняга всю дорогу приноравливался к быту своих странных соседей – пеликанов. Ему было душно в простом товарном вагоне. Когда же приносили ведро с водой, в котором плавала вымытая для пеликанов рыба, Петька радостно тянулся к нему. Пеликаны, испуганно возмущаясь, махали серовато-белыми крыльями, бросались на Петьку. Порой ему здорово доставалось, но чаще скандал заканчивался благополучно. Пеликаны опрокидывали ведро, начиная купаться, и целым фонтаном брызг обдавали Петьку. Он не зевал и принимал сначала неожиданный душ, а потом в грязной лужице, вытекавшей из пеликаньей клетки, устраивал себе ванну.
Искупавшись, Петька, г подняв голову, рассматривал своих соседей-пеликанов. Спустя немного времени выяснилось, что у Петьки очень общительный характер. Будучи очень любознательным, он теперь свободно разгуливал за кулисами цирка и, не забывая пеликанов, заводил всё новые и новые знакомства.
За то, что Петька везде чувствовал себя хозяином, держался солидно и строго, его шутя окрестили Комендантом.
Петька привык к новой кличке и отзывался на неё. Когда же ему кто-нибудь начинал надоедать, он, надменно глядя своими тёмно-голубыми глазами, зло прижимал уши и смачным плевком награждал обидчика.
(По Н. Дуровой)
(184 слов)
Грамматические задания
- Выполните синтаксический разбор выделенного предложения.
- Обозначьте морфемы в словах: приносили, неожиданный, вытекавшей, заканчивался.
- Графически объясните знаки препинания в последнем предложении.
- Выпишите из текста разносклоняемое существительное и притяжательное прилагательное.
При написании раздела Контрольные диктанты по русскому языку 7 класс по теме: Деепричастие использовались материалы из книг: “Диктанты по русскому языку” Е.А. Влодавская К учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др.