Диктанты по теме: “Наречие”
При написании раздела Диктанты по русскому языку 7 класс по теме: Наречие использовались материалы из книг:
- “Диктанты по русскому языку” Е.А. Влодавская К учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др. “Русский язык. 7 класс”
Ниже представлены диктанты на темы:
- Наречие, как часть речи
- Разряды наречий
- Степени сравнения наречий
- Морфологический разбор наречия
- Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -О и -Е
- Е-И в приставках НЕ и НИ отрицательных наречий
- Одна и две буквы Н в наречиях на -О и -Е
- Буквы О и Е после шипящих на конце наречий
- Буквы О и А на конце наречий
- Дефис между частями слова в наречиях
- Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных
- Мягкий знак после шипящих на конце наречий
Наречие, как часть речи
Я ехал с охоты на беговых дрожках вечером один. Моя добрая рысистая кобыла бодро бежала по пыльной дороге, изредка похрапывая и шевеля ушами. Усталая собака ни на шаг не отставала от задних колёс. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса. Мне навстречу неслись длинные серые облака. Ракиты тревожно шевелились и трепетали. Душный жар внезапно сменился влажным холодом. Тени быстро густели.
Я перебрался через сухой ручей, весь заросший лозинками, поднялся в гору и въехал в лес. Дорога вилась передо мною между густыми кустами орешника, уже залитыми мраком; я подвигался вперед с трудом. Дрожки прыгали по твердым корням столетних дубов и лип, беспрестанно пересекавшим следы тележных колес. Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, сверкнула молния, и гроза разразилась.
(По И. Тургеневу)
Грамматические задания
- Подчеркните наречия как члены предложения.
- Напишите вопрос, на который отвечает наречие, и укажите, к какой части речи оно относится.
Разряды наречий
На поляне, где м остановились, росло много цветов. Дом напротив был выше нашего и загораживал солнце. На улице тихо и безлюдно. Гость был настолько удивлён, что не произнёс ни слова. Почему это предложение нелепо? Наконец я понял, для чего родился, зачем существую на этом свете. Вдруг сзади послышались чьи-то шаги. В доме тепло и уютно. На улице сыро и холодно. Где-нибудь мы с вами обязательно встретимся. Зачем вы туда поехали.
Грамматические задания
- Укажите смысловой разряд наречий и их синтаксическую роль в предложениях.
Степени сравнения наречий
Наша литература нам ближе и понятнее, хотя менее зависит от времени и истории музыка. Она питается более глубокими корнями и, опираясь на прошлое, лучше видит будущее, чем живущие в данный момент. И не может быть ничего более целительного для русской национальной души, чем вера в свою музыку и осознание её путей.
(По С. Городецкому)
Грамматические задания
- Подчеркните наречия в сравнительной степени как члены предложения. Укажите, что они обозначают – признак предмета или признак действия.
- Выпишите глаголы, обозначьте окончание и укажите спряжение.
- Укажите, какой частью речи является выделенное слово.
Я не помню утра более глубокого и свежего! Солнце едва выкатилось из-за зелёных вершин, и сияние его лучей наводило на все чувства какое-то сладкое томление. Взор мой жадно старался проникнуть в дымную даль. Там путь всё становился уже, утёсы синее и страшнее, и наконец они сходились непроницаемой стеной. Мы ехали молча…
(По М.Ю. Лермонтову)
Грамматические задания
- Подчеркните слова в сравнительной степени и определите, какой частью речи они являются. Обоснуйте свой ответ.
Морфологический разбор наречия
Мы расположились на берегу небольшой речонки, решив сначала ненадолго остановиться здесь. Но в продолжении короткого времени небо сплошь покрылось облаками. Пришлось отыскать недалеко от берега в лесу полянку, окружённую со всех сторон берёзками. Решили заночевать здесь, потому что тут удобно было установить палатки и развести костёр.
Грамматические задания
- Графически объясните постановку знаков препинания в первом предложении.
- Подчеркните наречия. Укажите разряд.
- Сделайте письменный морфологический разбор трёх наречий.
- Разберите по составу слово расположились.
- Выпишите из текста одно-два слова без окончания и одно-два слова с нулевыми окончанием. Какие это части речи?
Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -О и -Е
Знакомство это далеко не приятно. А по почте полевой не быстрей идут, не тише письма старые домой. Чуть-чуть калитку отворив, выходит девушка несмело. Бесшумно, торжественно и неторопливо течёт широкая река. Незаметно зажглась и тихо стала разгораться в небе алая полоска зари. Справа от нас, не далеко, а где-то близко журчал ручеёк. Новые знакомства в лесу происходят не редко, а довольно часто. Идти по знакомой дороге было ничуть не страшно.
Грамматические задания
- Объясните написание НЕ с наречиями
Незаметно они стали необходимыми для меня. Было решено немедленно уезжать. Путники любовались этой картиной. Тебе придётся немало потрудиться. Всюду неустанно сновали люди. Аэродром находился невдалеке. Я его не сразу заметил. Мы прождали их не меньше часа. Лошади бежали неспешно. Здесь не глубоко, а мелко. Он уехал на короткое время, ненадолго. Как всё здесь непривычно. Мне это сделать ничуть не трудно. Никогда в жизни не приходилось Кузьмёнышам держать в руках целую буханку хлеба. Всё произошло неожиданно. Никто не поинтересовался, отчего вдруг они решили ехать.
Грамматические задания
- Объясните условия выбора слитного и раздельного написания НЕ со словами.
Тихо-тихо в лесу. Вот неслышно, по-кошачьи, ступают по рыхлому снегу чьи-то лапы. Откуда-то справа вместе с ветром доносится голодный вой волков. Невольно вспоминаешь самые страшные сказки.
(По М. Пришвину)
Грамматические задания
- Объясните условия выбора слитного и раздельного написания НЕ со словами.
Е-И в приставках НЕ и НИ отрицательных наречий
Журавли
Знаменитые журавлиные танцы — зрелище удивительно красивое и несколько комическое. Грациозно изгибая длинную шею и размахивая крыльями, птицы неуклюже приседают на голенастых ногах, а потом взмывают в воздух, кружась в замысловатом танце.
Журавли никогда не селятся колониями. Пока самка занята насиживанием, журавль бдительно озирает окрестности. В случае опасности журавль издает громкий крик – сигнал тревоги. Самка незаметно сбегает с гнезда и лишь на некотором расстоянии от него взлетает, отводя врага от кладки.
Вылупившиеся птенцы неуверенно становятся на ноги, но совсем скоро уже могут бегать. Время торопит. Июнь и июль отведены природой на рост и учебу, а в августе начинается подготовка журавлей к отлёту.
Глядя на летящий журавлиный клин, невольно понимаешь, что журавли, отлетая на юг, лето с собой уносят.
(По Б. Чащарину)
Грамматические задания
- Определите стиль и тип речи текста.
- Объясните написание НЕ со словами.
- Графически объясните знак препинания в первом предложении.
Кажется, никогда снег не растает на крыше покосившегося дома. Люди богатые, никогда не знавшие бедности, полагают, что людям, не обременённым богатством и заботами, живётся легче. В городе не было нигде ни единого огня, ни единой живой души. Никогда, от самого основания монастыря, не случалось ничего подобного. Жили некогда люди премудрые, думавшие, что светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах за клочок земли. (М.Ю. Лермонтов) Но нигде не слышно было отдалённого петушиного крика. Без воды бы всё погибло и жизни вот нисколько бы не было на земле. (К. Паустовский) Неоткуда было взяться у крепости недоброму человеку. (М. Семенова) Никогда русские мастера и умельцы, если они подлинные мастера и умельцы, не держали в тайне своё умение. (В. Белов) Я никогда не видел радуги поздней осенью. (Е. Носов)
Грамматические задания
- Объясните написание НЕ с наречиями.
- Графически обозначьте орфограммы в глаголах и причастиях.
Одна и две буквы Н в наречиях на -О и -Е
Держаться, уверенный; смотреть, пристальный; осуществить, бессмысленный; всесторонний, исследовать; приподняться, медленный; бешеный, вскипать; видеть, странный; мелькать, умышленный; думать, напряжённый; улыбаться, непринуждённый; двигаться, оживлённый.
Грамматические задания
- У глаголов обозначьте спряжение, а у прилагательных – суффиксы.
- Подберите к прилагательным однокоренные наречия и запишите словосочетание “глагол + наречие”.
- Обозначьте условия выбора Н-НН в наречиях.
В начале августа жара часто стоит нестерпимые. Она изнуряет совершенно по-летнему. В это время самый решительный и сосредоточенный человек не в состоянии охотиться, а самая преданная собака идет за охотником шагом, болезненно прищурив глаза и преувеличенно высунув язык.
Именно в такой день мне случилось быть на охоте. Удушливый зной заставил меня подумать о сбережении последних сил. Кое-как дотащившись до речонки, спустился я с кручи и пошел по жёлтому песку в сторону ключа. Он бьёт из расселины берега, превратившейся постепенно в небольшой глубокий овраг.
Я добрался до ручья. На траве возле него лежал ковш, оставленный проходившим путником на общую пользу. Напившись ледяной воды, я прилёг в тень. Речка была вровень с берегами, и мне даже показалось, что вода затопит берег и нас вместе с собакой.
(По И. Тургеневу)
Грамматические задания
- Объясните условия выбора Н-НН в словах различных частей речи и постановку знаков препинания.
Буквы О и Е после шипящих на конце наречий
Девочка рассказала о своём плюшевом медвежонке. Мальчик грозен и смешон. Окна в особняке заросли плющом. На улице свежо. Неудачная концовка испортила впечатление о фильме. В бабушкиной кошёлке коробка с печёными пирожками. За деревьями стоял незнакомец, закутавшись в чёрный холщовый плащ. Лесные шорохи, шёпот листьев будили фантазию мальчонки. В коробке лежали золочёные часы с чётким циферблатом. Щёлкнул замок, и я попытался рассмотреть в щёлку, кто пришёл. Освещённое фонарями шоссе расположено за берёзовой рощей. Моргнул многозначаще глаз носильщика. (В. Маяковский) Концы его усов угрожающе торчали, как два копья. (В. Короленко)
Грамматические задания
- Найдите в тексте слова с орфограммами О-Е-Ё после шипящих. Подчеркните одной чертой орфограммы в корне слова, двумя – в суффиксе, тремя – в окончании.
Буквы О и А на конце наречий
Кузьмёныши видели целую буханку хлеба только издалека. Через полчаса они снова проезжали свою Горловку. Вода расстилалась всюду: налево, направо, впереди. Сп от дома шоссе, а слева – озеро. Ребята затемно вышли из дома и отправились на рыбалку. Все двери и окна деревенского дома были забиты наглухо. Здесь я готов остаться дотемна. Задолго до экскурсионной поездки мы начали к ней готовиться. Я насухо вытер руки и отправился в комнату.
Грамматические задания
- Наречия из первых пяти предложений разберите по составу.
Не успев сесть, Гуля прочитала от слова до слова последнюю сводку, наскоро написанную карандашом. Изредка дорогу преграждал ствол столетней сосны. Справа и слева низина клубилась туманом. Изредка из тумана возникало одинокое дерево или столб и вновь исчезало. Мать тотчас отняла у них малыша, испугавшись, что сгоряча его могут стукнуть о деревянный потолок.
Грамматические задания
- Графически обозначьте орфограммы в приставках и условия выбора суффиксов -А и -О в наречиях.
На утренней заре участники экспедиции снова выступили в поход. Извилистая тропа уклоняется сначала на северо-восток, а потом поворачивает на север и взбирается на перевал.
Путешественникам пришлось преодолеть довольно крутой подъем. А с вершины хребта перед ними открылась прекрасная панорама. Слева тянулась цепь холмов, справа долина, покрытая тёмным лесом, а дальше небольшая речонка.
Грамматические задания
- Определите тип текста.
- Объясните графически выбор О-А в суффиксах наречий.
Дефис между частями слова в наречиях
Ветер едва-едва набегает волной. Заезжай к нам как-нибудь запросто. Дорога сплошь покрыта по-осеннему жёлтыми листьями. Дом был основательно заново подкрашен. Осенью хозяин строго-настрого приказал наглухо забить дачу. Я не обиделся нисколько. Хотя это было недалеко, на встречу я всё-таки опоздал. Лошади шли, по-медвежьи помахивая головами. Далеко впереди временами раздавались удары грома. Вдруг около полуночи совсем рядом неожиданно сверкнула молния. Потом как из ведра, сверху, снизу, с боков хлынул дождь. Утром снова сияло солнце, ни на минуту не оставляя в покое лошадей, слизывая у них с боков ночную сырость.
Грамматические задания
- Одной чертой подчеркните наречия с дефисным написанием, двум чертами – наречия остальными орфограммами.
- Орфограммы обозначьте.
Широкие окна старинного дома вплотную примыкают друг к другу. Они закрыты тяжёлыми деревянными ставнями с коваными петлями поперек. (В. Солухин)
Она могла понять и по-другому. Наконец поезд отправился вперёд. Когда шли попарно, зрячие вели слепых. (А. Приставкин)
Кругом было тихо-тихо. Налево чернело глубокое ущелье, а впереди нас – тёмно-синие вершины гор. По обеим сторонам дороги кое-где из-под снега выглядывали кустарники. Медленно подымаясь на хребты волн, приближались к берегу лодки. (М. Лермонтов)
Недалеко от Кузнецкого моста есть в Москве Трубная площадь, или просто Труба. Место странное, а по-своему живописное. (В. Гиляровский)
Молодой человек говорил по-русски чисто и правильно. (И. Тургенев)
Кусты бересклета под соснами и пихтами блестели совсем по-летнему. (И. Бунин)
К вечеру было засеяно только пол-участка.
Высокая трава начинает испускать из себя густой, приторно-медовый запах. (А. Чехов)
Опять подул холодный северо-западный ветер.
Небо над окружавшими нас вершинами разъяснилось и по-вечернему начало густеть. (В. Солоухин)
Грамматические задания
- Укажите, какой частью речи являются слова с дефисным написанием. Подчеркните наречия как члены предложения.
Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных
С начала сентября воздух начинает понемногу холодеть. Утром замечаешь, что трава чуть-чуть побелела. Свежо. Тропинки сплошь засыпаны листьями. По-осеннему мелкие дожди совсем не похожи на летние. Они идут беспрестанно, и земля не просыхает повсюду. Ветер дует, без устали разнося далеко-далеко созревшие семена деревьев. Листья на деревьях начинают кое-где желтеть. Поля мало-помалу желтеют, лишь по-прежнему зеленеет посаженная под зиму рожь.
Избушка только снаружи кажется маленькой, а внутри она ничего себе. Ангара видна была недалеко.
Понизу, по льду, полог света шёл справа налево. К вечеру нисколько не посвежело. Горы по-прежнему лежали в солнечном свете. В столовую вбегали одетые по-зимнему люди.
(В. Распутин)
Грамматические задания
- Обозначьте орфограммы в наречиях. Подчеркните их как члены предложения.
Мягкий знак после шипящих на конце наречий
Мой дом
Мой дом стоит в густом саду, но почему-то отгорожен от него высоким частоколом. Этот частокол – западня для деревенских котов, любящих рыбу. Они постоянно шныряют вокруг, беспрестанно подвывают друг на друга и ждут вечера.
Вечером коты осторожно перелезают через частокол и собираются под куканом. Издали кажется, что коты играют в волейбол. Я выхожу с фонарём, и коты, застигнутые врасплох, бросаются прочь. Застряв между кольями, они прижимают уши, закрывают глаза и начинают отчаянно кричать.
Осенью весь дом сплошь засыпан листьями. Но в нём я ночую лишь изредка. Чаще я сплю в старой беседке в глубине сада. Особенно хорошо там в тихие осенние ночи, когда в саду шумит вполголоса неторопливый дождь.
На рассвете я просыпаюсь, обливаюсь колодезной водой и слушаю звук пастушьего рожка, доносящийся издалека.
Цепной пёс Дивный давным-давно привык к моим уходам на рассвете и только зевает мне вслед. Впереди по-осеннему пустынный день, затерянность в мире пахучей листвы и низкого неба. И всё это, по-видимому, и есть счастье.
(По К. Паустовскому)
Грамматические задания
- Сформулируйте основную мысль текста.
- Подчеркните наречия как члены предложения и обозначьте в них орфограммы.